Алтайский краевой детский
экологический центр

 ГЛАВНАЯ Обучающимся   Фото   Вопрос-ответ   Мероприятия


Сведения об образовательной организацииКонтактыМетодкабинетЭкскурсииМини-зоопарк и питомник голубейКлуб «Фауна» Родительская страничкаДорожная безопасность История юннатского движенияПосадочный материалКалендарь экологических датПрофсоюзная страничкаУчастие учреждения в конкурсахДоступная среда Реализация концепции развития дополнительного образованияЛента новостей


Кстати, говоря...

На территории Алтайского края обитает 9 видов летучих мышей: остроухая ночница, прудовая ночница, водяная ночница, ночница иконникова, бурый, или малый ушан, рыжая вечерница, северный кожанок, двухцветный кожан, большой, или сибирский трубконос. Все они занесены в региональную Красную книгу.

Из наших фотогалерей

Творческий мастер-класс




 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 


Наши партнёры:
 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 



 
 


добавить на Яндекс

ГЛАВНАЯ / История юннатского движения

Да, счастливы ещё дети, что природа
Не вдруг теряет над ними свои права.

Н.А.Добролюбов

В 1918 году в дачном пригороде Москвы, Сокольниках, взяло старт юннатское движение, охватившее впоследствии всю страну. Меняются идеологии, уходят в небытиё политические партии, но движение пытливых исследователей и защитников природы остаётся. Без преувеличения можно сказать, что юннатское движение выдержало проверку временем. Есть, оказывается, вечные ценности в нашем быстро меняющемся мире.

На Алтае первая городская станция юннатов была открыта в г. Камень-на-Оби в 1934 году. Более целенаправленной становится юннатская работа с организацией в 1935 году городской технической и сельскохозяйственной опытной станции. В 1937 году на её базе образовалось два краевых внешкольных учреждения: юных техников и натуралистов. Много раз наше краевое учреждение переименовывалось и сейчас называется Алтайский краевой детский экологический центр.

Большой путь пройден за это время. От избушки с несколькими маленькими комнатами для занятий до современного учебного комплекса.

В настоящее время на учебно-опытном участке площадью около 4 га функционируют 2 зимние и 3 плёночные теплицы. Чтобы представить разнообразие выращиваемых здесь растений, приведём несколько цифр: отдел экологии-82 вида, цветоводство – 137, отдел биологии – 56; в дендрарии произрастает 118 видов древесно-кустарниковых растений, в саду - 12 видов плодово-ягодных культур; 112 видов насчитывает уникальная для Алтайского края коллекция лекарственных растений; ассортимент широко распространённых в крае и малоизвестных овощных культур представлен 69 видами, полевых -26. В живом уголке содержится 60 видов и пород животных, в аквариумах – 60 видов рыб.

Гордостью центра является компьютерный класс. Более 3 тысяч детей за год бывает у нас на экскурсиях.

База создавалась трудом энтузиастов юннатского движения. Среди них нельзя не назвать бывших директоров Кудрявцеву Р.П. и Савиных А.Д., методистов Сомину Н.И., Шацких В.Е., Копылову А.Т., Сапегину Н.И., Белякову Г.Н. У истоков юннатского движения стоял замечательный педагог Бегечева К.Б., проработавшая на станции юннатов почти 40 лет и воспитавшая не одно поколение юных натуралистов.

Крепло и расширялось юннатское движение в крае. В 1951 году на Алтай прибыла первая Всероссийская экспедиция юннатов под руководством С. В. Щукина, в составе которой были и алтайские школьники. С 1998 года научные экспедиции с учащимися возобновились и теперь проводятся ежегодно в охраняемые территории края.

В 1956 году были организованы первые ученические производственные бригады, в 1967- школьные лесничества, 1970 – «Малые Тимирязевки». Основная цель данных объединений – трудовое образование школьников. Трудовые объединения переживали взлёты, были и трудные времена. Начиная с 1972 года, край трижды занимал первое место и четыре раза второе во Всероссийском соревновании автономных республик, краёв и областей за лучшую работу ученических производственных бригад. Во Всесоюзном конкурсе «Малых Тимирязевок» с 1970 по 1987 годы 16 раз школы края становились призёрами, а Мамонтовской СОШ Мамонтовского района неоднократно присуждалась первая премия.

На фото Л.К. Балясная, заместитель министра просвещения РСФСР с участницей конкурса юных пахарейВ 1976 году на территории края проведён первый Всероссийский слёт ученических производственных бригад.

На следующий год проведён первый краевой слёт выпускников школ, оставшихся работать на селе.

Во времена «перестройки» практически перестали работать ученические производственные бригады и школьные лесничества, а учебно-опытные участки были превращены в школьные огороды. И всё-таки удалось не только сохранить систему трудового образования, адаптировав её к рыночной экономике, но и совершенствовать работу.

В 1966 году в Победимской СОШ Павловского района был заложен первый школьный дендрарий, а сейчас и сад, и дендрарии не редкость в наших школах. В 2003 году в АКДЭЦ разработана Программа «Школьные сады», которая является частью краевой целевой Программы «Сады Алтая». Одной из главных задач которой является возрождение плодово-ягодных садов и дендрариев на пришкольных учебно-опытных участках. В 2011 году более 500 школ в крае на своих участках будут иметь школьные дендрарии и плодоносящие плодово-ягодные растения.

Слово «Юннат» пережило десятилетия, не утратив своего значения. В наши дни оно наполнено экологическим содержанием. За период своего существования юннатское движение накопило опыт дополнительного образования детей. Это касается содержания образования и методов работы. За эти годы по многим позициям деятельности Центра можно написать «Первый»:

1981 – при непосредственном участии станции юннатов проведена первая Всероссийская биологическая олимпиада школьников;

1988 – в 6 школах организованы первые экологические тропы и первые школы начали оформлять школьные заказники;

1990 – первый краевой сбор-практикум «Сохраним биосферу»;

1996 – первая краевая Олимпиада обучающихся в учреждениях дополнительного образования по натуралистическим направлениям;

1997 – открыт в АКДЭЦ первый выставочный зал (сейчас их уже два);

1998 – первая научно-методическая экспедиция педагогов по изучению особо охраняемых природных территорий Алтайского края;

2002 – первый краевой конкурс методических материалов по обобщению лучшего опыта работы учителей и педагогов дополнительного образования в крае;

2005 – первый конкурс водных проектов старшеклассников.

В крае создана система непрерывного трудового и экологического образования. Для эффективной и планомерной работы АКДЭЦ разработана Программа деятельности на 2006-2010 годы и краевые Программы по направлениям: «Подрост», «Алтай-сердце Евразии», «Живые воды Алтая», «Одарённые дети». Центр реализует уникальные даже на уровне России проекты.

Большое внимание уделяется массовой работе с учащимися. 20-22 краевых массовых мероприятия проводится ежегодно с охватом до 6 и более тысячи человек. Пользуются большой популярностью среди образовательных учреждений экологический фестиваль «Зелёные колокола», слёт трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли», краевые марафоны по 5 номинациям и др.

Так начинались практикумы – занятие  проводит старейший работаник края Верещагина И.В.Важным звеном в системе непрерывного экологического и трудового образования являются краевые агроэкологические практикумы. Во время занятий на природе юные натуралисты имеют возможность наблюдать растения и животных в их естественной среде обитания, получают первые навыки исследовательской и опытнической работы.

Когда-то юннаты, в далёкие 30-е годы, поставили первые опыты. Центр гордится своими воспитанниками, такими как доктора наук, профессора Бурлакова Л.М. и Спицина С.Ф., садовод, кандидат наук Баранова О.А., другими учёными и просто высококлассными специалистами своего дела. В настоящее время уровень детских исследовательских работ настолько высок, что юные исследователи достойно представляют край на 5 Всероссийских научных конференциях. Это – будущее отечественной науки.

Педагог Кутенёва О.В. с юннатами (2008 год) изучают фитоценоз водоёма в Ребрихинском районеСегодня, оглядываясь на прошлое и заглядывая в будущее, видна эволюция общественного сознания. Когда зарождалось юннатское движение, на повестке дня стоял Мичуринский лозунг «Не надо ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Оказалось, не всё можно брать, а то потомкам ничего не останется. Потому и говорим сейчас об охране окружающей природной среды, потому так важно воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Биосфера претерпевает такие изменения, которые заметны уже одному поколению людей. Пришло время отказа от вековых потребительских традиций; необходимо воспитывать в детях потребность гармоничного сосуществования с природой, психологическую готовность сберегать природные ценности всегда и везде. Юные натуралисты, живущие в третьем тысячелетии, озабочены тем, чтобы сохранить не только среду обитания человека, но всё видовое разнообразие планеты. Не случайно краевое общественное экологическое движение носит название «Сохраним биосферу».

Л.Н.Толстой писал: «Природа – это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём». АКДЭЦ работает в режиме развития. Работоспособный, профессиональный, многопрофильный коллектив решает самые сложные задачи.

Повышению результативности деятельности способствует творческое сотрудничество с ВУЗами, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, краевым управлением сельского хозяйства, Агентством лесного хозяйства по Алтайскому краю и республике Алтай. Центр сотрудничает более чем с 20 учреждениями и организациями.

Это вселяет уверенность, что юннатское движение, истоки которого находятся в далёком 1918 году, будет продолжено ещё не одним поколением людей, неравнодушных к природе и сострадающих всему живому.


Разработка и продвижение сайта +Web

  менди

Дорогие посетители, пожалуйста, при использовании этих материалов, ссылайтесь на наш сайт http://akdec.ru!