Общая экология
Экология… Как часто мы слышим это слово в повседневной жизни, но задумывались ли вы, что же оно значит? По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ на ней живущих. Современная экология давно перестала быть только биологической дисциплиной. В недрах биологии удалось сформулировать законы гораздо более общие, относящиеся не только к живой природе, но и к связям биологических, физических и химических объектов и процессов с человеческим обществом. Это исключительно важно, потому что, зная правила и законы природы, можно их использовать на благо человека. Можно, развивая промышленность, обеспечивая людей всем необходимым, вместе с тем сохранять природу, помогать ей нести тяжёлую ношу, имя которой – человечество. Особое место в формировании экологической культуры принадлежит школе. Однако предмет «Экология» в большинстве школ ведётся либо факультативно, либо не ведётся вообще. Программа «Общая экология» является комплексной, посвященной не отдельному разделу экологии. Она создаёт общий экологический кругозор, даёт навыки проведения экологических исследований и мониторинга, формирует экологическую культуру, в том числе и культуру собственного здоровья, активную жизненную позицию. Программа «Общая экология» включает в себя 5 разделов: «Среда обитания» (первая ступень обучения); «Отношения организмов в среде обитания» (вторая ступень обуче¬ния), «Биоценозы» (третья ступень обучения), «Взаимодействие природы и общества» (четвертая ступень обучения), «Глобальная экология» (пятая ступень). Поэтапное обучение позволит сформировать целостное представление о природе, месте и роли человека в ней, экологических проблемах и путях их преодоления. Деятельность по усвоению конкретных знаний выстраивается так, чтобы дети постигали не только «голые» научные факты, но пришли к осмыслению своего Я через МЫ (школу, семью, государство). Важным элементом развития общего кругозора и способностей является большое количество практических и творческих заданий. Большой список литературы и относительная её доступность делает возможной самостоятельную работу по темам программы. |