свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
Версия для слабовидящих

Школьное лесничество изучает речку

Активисты школьного лесничества «Салаир» влились в ряды активистов Алтайской краевой программы «Усынови заказник» и установили шефство над рекой Малая Маховка. Она впадает в речку Большая Маховка, которая в свою очередь является притоком Чумыша.
Привлекла внимание ребят речка в марте этого года. На главной водной артерии Салаира – Чумыше – ледоход начинается только к концу апреля. В начале весны Чумыш ещё лежал подо льдом, а Малая Маховка весело бежала и журчала без намёка на лёд. Ученица 9 класса Настя Табашникова сделала подводные съёмки и смонтировала ролик о том, как живёт река зимой. Живности на видео не было, но зато были прекрасно видны зелёные водоросли и водные растения. Удивительно: на поверхности реки зима, сибирские морозы, по берегам возвышаются огромные сугробы, а в воде теплится жизнь. Да, не просто теплится – зеленеет всё и растёт!
В апреле ребята снова пришли проведать речушку. К этому времени снег оставался только на северных склонах Салаирского кряжа и по ложбинкам. Талые воды напитали ручей, и он разлился широким потоком – совсем не то, что было зимой.
В начале лета в Ельцовскую школу приезжали сотрудники Национального парка «Салаир» Нина Бредихина и Эвальд Лущаев. Они провели занятия с ребятами профильной смены. Уроки проходили не только в кабинетах, но и с выходами на природу, что было особенно интересно для школьников. Учёные очень увлекательно рассказывали о птицах и растениях. Но нам было также интересно побольше узнать о нашей речке, и мы, пользуясь случаем, наперебой задавали свои вопросы экспертам. Нина Васильевна и Эвальд Юрьевич не только ответили на них, но и дали нам ценные рекомендации на будущее по выстраиванию исследовательской и практической работы на реке.
И вот в августе, основательно подготовившись, ребята отправились в экспедицию. Попав на реку, мы увидели не очень лицеприятную картину: берега заросли, дорогу течению перекрывали упавшие ветки. Месяц стоял сухой, жаркий, но речка не пересохла и даже не обмелела. Значит питают её не только талые и дождевые воды, что подтверждает родниковое происхождение речки. Решили пройти вверх по течению в поисках родника. Шагали недолго, как вдруг услышали журчание воды. Оказалось, что она стекает с небольшой плотины, построенной бобрами. Поиск родника оказался намного труднее, чем мы предполагали.
Следующим этапом приступили к исследованиям, о которых нам говорили сотрудника Парка. Для начала измерили температуру воды и воздуха. Получилось: температура воздуха – 20 градусов по Цельсию, а воды в два раза ниже – 10. Далее приступили к изучению растительного и животного мира реки: двое ребят перегородили водный поток куском ткани, а другие начали «шуметь» выше по течению. Потом изучили содержимое нашего импровизированного «невода». Нашли в нём несколько брюхоногих моллюсков и множество совершенно не знакомых нам существ. Используя программу «iNaturalist» на смартфоне, определили, что это были бокоплавы. Их тело сплющено с боков, поэтому животные на мелководье часто движутся лёжа на боку. Их размер составляет 1-2 см. Следует отметить, что бокоплавов оказалось гораздо больше в нашем «улове», чем других обитателей водоёма. Некоторые подводные жители не могут справиться с быстрым течением и приспосабливаются как могут, например, некоторые нашли для себя «выход» и селятся на камнях.
Здесь же мы взяли несколько образцов водных и околоводных растений и попытались определить их. Сфотографировали мох под названием каллиергонелла заостренная. Он ризоидами прикрепляется к подводным камням и способен прекрасно расти даже будучи полностью погружённым в воду. В маленьких заводях, где течение у реки замедляется, встретились нам зелёные нитчатые водоросли. Они плавают густой массой, образуя скопления, которые в народе называют «тина». Все встреченные растения и водоросли определить до вида, к сожалению, не удалось, но мы над этим работаем.
Вернувшись домой после экспедиции, активисты школьного лесничества сели изучать Яндекс- и Гугл-карты. Тут же измерили длину реки и оказалось, что Малая Маховка меньше 10 км. На всей протяженности реки расположены четыре пруда. Пользуясь открытыми источниками и картографическим материалом определили, что высота истока нашей реки над уровнем моря составляет примерно 350 метров, а высота устья – 214 метров. Наша речка собирается из четырех ручейков. Начало этим ручейкам скорее всего дают родники.
Вот такие интересные наблюдения и открытия нам удалось провести всего за несколько месяцев. Но, конечно, на этом наши исследования не заканчиваются! Это лишь начало большой и интересной работы по изучению и охране нашей любимой Малой Маховки. Уверены, она приберегла для нас ещё массу интересных сюрпризов!

Альбина Куприна,
ученица 8 класса Ельцовской СОШ,
школьный пресс-центр Gлоbus TV
Фотографии: Л. И. Клюева

21 Сентября
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озёрах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3 тысячи лет.  еще факты

Адрес электронной почты: akdec_barnaul@mail.ru
E-mail заочной школы АКДЭЦ: zschool-akdec@mail.ru