Учебно-опытные участки и благоустройство территорий образовательных организаций
Пришкольная территория всегда являлась частью образовательной среды. От ее функциональности, эстетики зеленого оформления зависит имидж образовательного учреждения, возможность использовать территорию в образовательном процессе. «Зеленый наряд» образовательной организации – это особая экологическая среда, создание которой требует специальных биологических знаний, навыков ландшафтного дизайна. В настоящее время в образовательных организациях Алтайского края сложились хорошие традиции благоустройства своих территорий. В ноябре 2020 года был проведен краевой смотр-конкурс образовательных организаций и детских объединений «ЭКОшкола», его цель – выявление лучших практик в сфере экологического воспитания, естественнонаучного дополнительного образования детей и организации внеурочной деятельности, диссеминации лучшего опыта в Алтайском крае. Одна из номинаций смотра-конкурса – «Лучший учебно-опытный участок». |
Победитель краевого смотра-конкурса образовательных организаций и детских объединений «ЭКОшкола» 2020 года
Номинация «Лучший учебно-опытный участок» |
Учебно-опытный участок Березовской школы может служить примером успешного использования пришкольной территории для решения задач экологического воспитания. Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов, формирование практических умений и навыков школьников, основ сельскохозяйственного труда в соответствии с программами трудового обучения, окружающего мира, биологии. Сельхозпродукция, выращенная на УОУ, используется школой для организации питания учащихся в школьных столовых; для озеленения территории школы, излишки продукции могут быть реализованы. Особенностью организации работы со школьниками на участке является системный подход. Так, ежегодно перед посевом культур учащимися проводится практическая работа «Исследование состава почвы». В мае 2020 года исследования состава почвы показали, что не везде почвы благоприятны для посева. В связи с чем на УОУ были внесены удобрения, необходимые для нормального роста и развития растений. Это позволило проследить влияние условий на рост и развитие растений, урожай. Уголок живой природы на пришкольном участке – это не только место обитания живых растений и животных, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. На УОУ МБОУ «Березовская СОШ» живой уголок представлен водоемом, который заселен водными растениями и животными. В начале лета он используется для полива, а затем как пример водного биоценоза. Круглогодично функционирует метеостанция и географическая площадка. Основная цель организации географической площадки – формирование пространственных представлений, навыков ориентирования, умений наблюдать за природными явлениями. Результаты наблюдений фиксируются, используются в опытнической работе. Таким образом, каждая зона учебно-опытного участка выполняет свою функцию, при этом создавая единое образовательное пространство, в котором взаимодействие детей и педагогов происходит непосредственно с объектами живой природы. |