Экспедиция «Начни с дома своего»: тайны Каракольской долины, тюркские петроглифы и памятник суслику
4 августа для участников экспедиции «Начни с дома своего» стало особым днём — они совершили увлекательное путешествие по Каракольской долине. За день до этого юные экологи покинули исток Бии и, преодолев Семинский перевал, к вечеру прибыли в визит-центр Каракольского природного парка «Уч-Энмек» на территории которого и разбили палаточный лагерь.
Экскурсию по Каракольской долине проводила гид Каракольского природного парка и учитель начальных классов Любовь Тадырова, предложившая ребятам совершить путешествие по следам древних цивилизаций. Она предупредила, что это место представители коренного населения считают сакральным. Здесь нельзя шуметь, повышать голос, срывать цветы, ловить бабочек, ломать ветви. Можно только смотреть, знакомиться с достопримечательностями и фотографировать. Для юных экологов соблюдение эти правил не представляло никакой сложности, ведь они уже давно усвоили правила поведения на природе.
Первой остановкой на пути юных экологов стало древнее святилище у села Бичикту-Боом, название которого в переводе с алтайского дословно означает «Перевал с письменами».
- На скалах у этого села сохранились петроглифы, нанесённые нашими дальними предками — пазырыкцами, скифами, древними тюрками в разные периоды — от неолита до Средневековья, - рассказала Любовь Михайловна. - Здесь мы можем наблюдать наслоение культур, представители которых не пытались уничтожить, перекрыть или переделать изображения, оставленные предшественниками. Петроглифы разных эпох мирно сосуществуют друг с другом. Для представителей этих культур характерен различный почерк, поэтому знающий человек легко определит, к какой эпохе относится тот или иной рисунок. Часть из них наносились способом точечного выбивания, но скифы и древние тюрки применяли и способ граффити.
А святилищем это место считается потому, что сюжеты многих петроглифов связаны с шаманскими обрядами и ритуалами. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения оленей с древовидными рогами, шаманов и сцен охоты.
Любовь Тадырова рассказала, что представители алтайского народа живут по законам природы, в этом и состоит своеобразие их культуры, для которой свойственно обожествление ее сил и объектов — как представителей животного мира, так и растений, гор, рек, долин и стихий. А потому и не стоит бояться их проявлений: не надо прятаться от дождя, жаловаться на холод или сетовать на жару. Все эти природные явления стоит принимать с благодарностью, тогда и духи, населяющие этот мир, будут милостивы к человеку.
Далее юные экологи переместились в Пашадарский погребальный курганный комплекс, где помимо курганов Пазырыкской культуры находятся и наклонные каменные стелы — менгиры, назначение которых до сих пор неизвестно, но в древности они играли некую сакральную роль. Любовь Михайловна пояснила, что обе менгиры наклонены под углом в 24 градуса, а это опровергает версию о том, что они изначально были установлены строго вертикально, но с течением тысячелетий покосились. К тому же в ходе проводившихся на этом месте археологических раскопок выяснилось: основания обеих менгир было надёжно укреплено, так что угол наклона был задан каменным стелам изначально.
На следующей остановке Любовь Тадырова показала ребятам удивительное сооружение древних обитателей Каракольской долины — Пашадарский полумесяц. Это протяженная гряда небольших камней, которые расположены кольцами по восемь камней каждое.
- Предположительно эти камни были установлены здесь во втором или третьем тысячелетии до нашей эры, - пояснила Любовь Михайловна. - Существует версия, что это древняя обсерватория. Аналогичные сооружения сохранились на плато Укок.
Далее Любовь Тадырова рассказала юным экологам об отношении алтайского народа к водным источникам. Издревле к ним относились с большим почтением, стараясь не осквернить. Например, традиция бросать в родник монетку, чтобы снова вернуться на это место, здесь считается едва ли не кощунством: ведь деньги проходят много рук, и не всегда добываются честным путём. А потому в священном источнике им не место. Любовь Михайловна проводила ребят к одному из таких источников — Тиду-Суу, название которого в переводе на русский язык означает «пахучая вода».
Завершилось путешествие по Каракольской долине у памятника суслику, установленному на вершине одной из скал в нынешнем году к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.
- Этот памятник установили местные жители, которые благодарны этому зверьку, ведь именно он помог им выжить в суровые годы войны, - рассказала Любовь Михайловна. - Тогда вся страна жила с лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы». Продовольствие отправлялось на фронт. Тогда всех мальчиков здесь обязали добывать сусликов, чтобы прокормить свои семьи. Многие выжили только благодаря им. И теперь, спустя десятилетия, люди решили таким образом выразить свою благодарность этому животному.
Завершая экскурсию, Любовь Тадырова посоветовала ребятам в память об этом удивительном путешествии сделать что-либо доброе для природы своей малой родины, например, высадить аллею, создать парк камней или обустроить родник.
Во второй половине дня ребята встретились с основателем и первым директором Каракольского природного парка «Уч-Энмек», а ныне руководителем эко-культурного научно-образовательного центра «Арусвати» Данилом Мамыевым. Он рассказал о традициях и верованиях алтайского народа.
- Мы, алтайцы, - язычники. Наша традиционная культура признаёт за всеми природными объектами, живое начало, для нас все они - живые организмы, - пояснил Данил Иванович. - И мы ведём с ними диалог, общаемся, и даже перед тем, как поставить палатку, спрашиваем разрешения у духов этого места. На сегодняшний день древнее знание, переданное нам предками, необходимо для тех людей, которые защищают природу от разрушения. Ведь охранять её нужно правильно, чтобы за наши ошибки, сделанные из самых благих побуждений, не пришлось расплачиваться нашим потомкам. А для этого необходимо уметь разговаривать с природой и уметь читать подаваемые ею знаки.
Данил Мамыев провёл для ребят экскурсию по территории центра, ответил на многочисленные вопросы и пригласил в свой аил. Ребята узнали, как устроено традиционное алтайское жилище, познакомились с бытом и верованиями коренного народа Каракольской долины. Кроме того, Данил Иванович рассказал юным экологам, почему археологи так и не обнаружили в священной долине ни одной древней свалки — только захоронения и культовые сооружения. Древние алтайцы жили в гармонии с природой и ценили её дары, поэтому были очень экономны и не обременяли себя лишними вещами, имея лишь самое необходимое. Вещами пользовались подолгу и не изготавливали новые, пока старые полностью не приходили в негодность. А потому и выносить на свалку им было просто нечего.
Завершился день подготовкой выступления агитбригады. Ребята репетировали музыкальные и литературные номера для отчётного концерта, который состоится на финише экспедиции.
Подводя итоги очередного дня, руководитель экспедиции Сергей Малыхин отметил:
- Природный парк «Уч-Энмек» - это пример организации особо охраняемой природной территории для сохранения не только традиций малых народов, но и биоразнообразия, уникальных природных комплексов. Многие древние знания алтайцев сегодня подтверждаются современной наукой, а люди и сегодня в Каракольской долине живут в согласии с дикой природой, являются, по сути, экологами. Уверен, что для наших ребят посещение «Уч-Энмека» стало очень важным для их духовного роста.
5 Августа 2017
Экскурсию по Каракольской долине проводила гид Каракольского природного парка и учитель начальных классов Любовь Тадырова, предложившая ребятам совершить путешествие по следам древних цивилизаций. Она предупредила, что это место представители коренного населения считают сакральным. Здесь нельзя шуметь, повышать голос, срывать цветы, ловить бабочек, ломать ветви. Можно только смотреть, знакомиться с достопримечательностями и фотографировать. Для юных экологов соблюдение эти правил не представляло никакой сложности, ведь они уже давно усвоили правила поведения на природе.
Первой остановкой на пути юных экологов стало древнее святилище у села Бичикту-Боом, название которого в переводе с алтайского дословно означает «Перевал с письменами».
- На скалах у этого села сохранились петроглифы, нанесённые нашими дальними предками — пазырыкцами, скифами, древними тюрками в разные периоды — от неолита до Средневековья, - рассказала Любовь Михайловна. - Здесь мы можем наблюдать наслоение культур, представители которых не пытались уничтожить, перекрыть или переделать изображения, оставленные предшественниками. Петроглифы разных эпох мирно сосуществуют друг с другом. Для представителей этих культур характерен различный почерк, поэтому знающий человек легко определит, к какой эпохе относится тот или иной рисунок. Часть из них наносились способом точечного выбивания, но скифы и древние тюрки применяли и способ граффити.
А святилищем это место считается потому, что сюжеты многих петроглифов связаны с шаманскими обрядами и ритуалами. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения оленей с древовидными рогами, шаманов и сцен охоты.
Любовь Тадырова рассказала, что представители алтайского народа живут по законам природы, в этом и состоит своеобразие их культуры, для которой свойственно обожествление ее сил и объектов — как представителей животного мира, так и растений, гор, рек, долин и стихий. А потому и не стоит бояться их проявлений: не надо прятаться от дождя, жаловаться на холод или сетовать на жару. Все эти природные явления стоит принимать с благодарностью, тогда и духи, населяющие этот мир, будут милостивы к человеку.
Далее юные экологи переместились в Пашадарский погребальный курганный комплекс, где помимо курганов Пазырыкской культуры находятся и наклонные каменные стелы — менгиры, назначение которых до сих пор неизвестно, но в древности они играли некую сакральную роль. Любовь Михайловна пояснила, что обе менгиры наклонены под углом в 24 градуса, а это опровергает версию о том, что они изначально были установлены строго вертикально, но с течением тысячелетий покосились. К тому же в ходе проводившихся на этом месте археологических раскопок выяснилось: основания обеих менгир было надёжно укреплено, так что угол наклона был задан каменным стелам изначально.
На следующей остановке Любовь Тадырова показала ребятам удивительное сооружение древних обитателей Каракольской долины — Пашадарский полумесяц. Это протяженная гряда небольших камней, которые расположены кольцами по восемь камней каждое.
- Предположительно эти камни были установлены здесь во втором или третьем тысячелетии до нашей эры, - пояснила Любовь Михайловна. - Существует версия, что это древняя обсерватория. Аналогичные сооружения сохранились на плато Укок.
Далее Любовь Тадырова рассказала юным экологам об отношении алтайского народа к водным источникам. Издревле к ним относились с большим почтением, стараясь не осквернить. Например, традиция бросать в родник монетку, чтобы снова вернуться на это место, здесь считается едва ли не кощунством: ведь деньги проходят много рук, и не всегда добываются честным путём. А потому в священном источнике им не место. Любовь Михайловна проводила ребят к одному из таких источников — Тиду-Суу, название которого в переводе на русский язык означает «пахучая вода».
Завершилось путешествие по Каракольской долине у памятника суслику, установленному на вершине одной из скал в нынешнем году к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.
- Этот памятник установили местные жители, которые благодарны этому зверьку, ведь именно он помог им выжить в суровые годы войны, - рассказала Любовь Михайловна. - Тогда вся страна жила с лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы». Продовольствие отправлялось на фронт. Тогда всех мальчиков здесь обязали добывать сусликов, чтобы прокормить свои семьи. Многие выжили только благодаря им. И теперь, спустя десятилетия, люди решили таким образом выразить свою благодарность этому животному.
Завершая экскурсию, Любовь Тадырова посоветовала ребятам в память об этом удивительном путешествии сделать что-либо доброе для природы своей малой родины, например, высадить аллею, создать парк камней или обустроить родник.
Во второй половине дня ребята встретились с основателем и первым директором Каракольского природного парка «Уч-Энмек», а ныне руководителем эко-культурного научно-образовательного центра «Арусвати» Данилом Мамыевым. Он рассказал о традициях и верованиях алтайского народа.
- Мы, алтайцы, - язычники. Наша традиционная культура признаёт за всеми природными объектами, живое начало, для нас все они - живые организмы, - пояснил Данил Иванович. - И мы ведём с ними диалог, общаемся, и даже перед тем, как поставить палатку, спрашиваем разрешения у духов этого места. На сегодняшний день древнее знание, переданное нам предками, необходимо для тех людей, которые защищают природу от разрушения. Ведь охранять её нужно правильно, чтобы за наши ошибки, сделанные из самых благих побуждений, не пришлось расплачиваться нашим потомкам. А для этого необходимо уметь разговаривать с природой и уметь читать подаваемые ею знаки.
Данил Мамыев провёл для ребят экскурсию по территории центра, ответил на многочисленные вопросы и пригласил в свой аил. Ребята узнали, как устроено традиционное алтайское жилище, познакомились с бытом и верованиями коренного народа Каракольской долины. Кроме того, Данил Иванович рассказал юным экологам, почему археологи так и не обнаружили в священной долине ни одной древней свалки — только захоронения и культовые сооружения. Древние алтайцы жили в гармонии с природой и ценили её дары, поэтому были очень экономны и не обременяли себя лишними вещами, имея лишь самое необходимое. Вещами пользовались подолгу и не изготавливали новые, пока старые полностью не приходили в негодность. А потому и выносить на свалку им было просто нечего.
Завершился день подготовкой выступления агитбригады. Ребята репетировали музыкальные и литературные номера для отчётного концерта, который состоится на финише экспедиции.
Подводя итоги очередного дня, руководитель экспедиции Сергей Малыхин отметил:
- Природный парк «Уч-Энмек» - это пример организации особо охраняемой природной территории для сохранения не только традиций малых народов, но и биоразнообразия, уникальных природных комплексов. Многие древние знания алтайцев сегодня подтверждаются современной наукой, а люди и сегодня в Каракольской долине живут в согласии с дикой природой, являются, по сути, экологами. Уверен, что для наших ребят посещение «Уч-Энмека» стало очень важным для их духовного роста.