Тему школьных лесничеств как основы кадрового резерва специалистов отрасли рассмотрела межведомственная рабочая группа по вопросам развития школьных лесничеств в Алтайском крае
В четверг, 27 февраля 2020 года, в конференц-зале Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития школьных лесничеств в регионе.
Во вступительном слове председатель совещания, заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами Владимир Александрович Черных отметил, что деятельность школьных лесничеств имеет большое значение для профориентационой работы со школьниками, экологического воспитания подрастающего поколения. Владимир Александрович проинформировал, что на протяжении нескольких лет в крае удерживается планка количества школьных лесничеств, на сегодня их 22 в регионе.
Директор Алтайского краевого детского экологического центра Игорь Николаевич Марискин поделился информацией: "Развитию школьных лесничеств сегодня уделяется особое внимание в связи с реализацией федерального плана мероприятий («дорожной карты») по развитию школьных лесничеств. 2019 год был ознаменован рядом событий для школьных лесничеств, как на уровне России, так и на уровне Алтайского края", - рассказал Игорь Николаевич.
По словам директора краевого экоцентра, школьники, занимающиеся в школьных лесничествах края, активно участвуют в разных мероприятиях. Многие организации оказывают существенную практическую помощь детским объединениям. Но все же основная работа с детьми ведется специалистами из системы образования. Министерством образования и науки Алтайского края ежегодно проводится мониторинг состояния деятельности трудовых объединений школьников, в том числе школьных лесничеств, экологических отрядов. Разработана дополнительная общеобразовательная программа «Основы лесного дела» для школьного лесничества, которая прошла экспертизу в региональном институте развития образования.
Ключевым мероприятием движения школьных лесничеств являются региональный слет «Подрост» и практикум «Подрост». Инновацией региона сегодня является развитие компетенции «Лесное дело» в рамках движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). На федеральном уровне этой компетенции нет, поэтому для школьников краевой этап является заключительным.
Краевой экоцентр разработал и активно проводит профориентационные квесты, в ходе которых дети среднего школьного возраста знакомятся с «зелеными» профессиями, среди них - лесопатолог. Знакомство с этой профессией было организовано в рамках мероприятий специалистами Центра защиты леса.
«И все же, необходимы меры для активизации исследовательской работы. Нужна проработка и внедрение методов мотивации педагогов, ведущих исследовательские работы с детьми. А в целях оценки эффективности деятельности школьных лесничеств Алтайского края в профориентационной работе, необходим анализ количества выпускников объединений, поступивших в учебные заведения на специальности лесохозяйственного профиля» – отметил Игорь Николаевич.
Директор Бийского техникума лесного хозяйства Сергей Николаевич Кузнецов представил отчет по работе инновационного производственно-образовательного кластера "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" за 2019 год.
"Актуальность создания кластера и его программ заключается в развитии партнерства между образовательной и производственными сферами. В результате такого взаимодействия в образовательной и производственной сферах возможно своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей работодателей, повышение качества знаний обучающихся в образовательных учреждениях, а значит, и повышение конкурентоспособности и экономического потенциала всех участников кластера", - рассказал Сергей Николаевич.
В 2019 году в рамках работы кластера были заключены 12 договоров о целевом обучении между техникумом, обучающимся и предприятиям. Заключение целевых договоров - очень важный момент в подготовке специалистов. Также Бийский техникум лесного хозяйства проводит множество профориентационных мероприятий для школьников края: день открытых дверей, встречи в районах, информирование о возможностях обучения с помощью СМИ и печатных информационных материалов. Техникум активно сотрудничает с Алтайским краевым детским экологическим центром.
"Хочется поблагодарить всех руководителей и сотрудников предприятий лесной отрасли Алтайского края за помощь. Без поддержки, в том числе финансовой, нам было бы сложно проводить мероприятия", - сказал Сергей Николаевич.
О школьных лесничествах как основе профориентации школьников для формирования кадрового резерва специалистов лесной холдинговой компании "Алтайлес" рассказали специалисты ЛХК "Алтайлес" Ольга Владимировна Лисица и Оксана Николаевна Грохотова. На базе предприятий холдинга действует 16 школьных лесничеств, в то же время идет работа по созданию новых объединений.
"Актуальность движения школьных лесничеств для нас в первую очередь объясняется необходимостью подготовки специалистов для лесной отрасли, которая сегодня столкнулась с жестким дефицитом кадров. Компания заинтересована в подготовке специалистов как в лесном хозяйстве, так и на деревоперерабатывающем производстве. Учитывая, что производство компании сосредоточено в сельской местности, мы предусматриваем комплекс мер, которые бы мотивировали молодых специалистов возвращаться в села после получения образования. И один из наиболее эффективных инструментов - работа со школьными лесничествами, потому что ребята уже заинтересованы в этом деле, а большинство из них живут в селах и знакомы со всеми трудностями", - рассказала Ольга Владимировна Лисица.
Итогами сотрудничества филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" со школьными лесничествами Алтайского края в 2019 году поделилась начальник производственно-технологического отдела филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" Галина Анатольевна Галецкая.
По словам Галины Анатольевны, за год сотрудничества организация успела принять участие в некоторых мероприятиях, например, в слете "Подрост" и профориентационных мини-пробах. Ребята выражали большую заинтересованность в лесном деле, далеко не все были знакомы с профессией инженера-таксатора.
"Мы увидели загоревшиеся глаза детей 5-7 классов, когда ребенок пищит от восторга, что он может поехать в будущем в тайгу. Напротив, старшеклассники не хотят идти работать в лесное хозяйство", - поделилась Галина Анатольевна.
В завершении заседания участники рабочей группы обсудили план работы по развитию движения школьных лесничеств на 2020 год и подвели итоги встречи. Уже в ближайшее время планируется провести встречу руководителей школьных лесничеств с целью обмена опытом, выявления дефицитов ресурсов и презентации новых мероприятий для развития школьных лесничеств в регионе.
Ранняя профориентация всегда была актуальна. Все члены рабочей группы были единодушны, что это трудоемкая, системная и продолжительная работа. Свроеобразным итогом стали слова Любови Ивановны Шубиной, руководителя школьного лесничества "Елочка" Бобровской СОШ Первомайского района: "Школьные лесничества - это организация, которая с самого раннего школьного возраста воспитывает в детях любовь к природе, к дому, к труду. Даже если ребенок не выберет в будущем профессию лесника, лесовода, он никогда не выкинет мусор в лесу, не сломает дерево, не разрушит муравейник. Но если трудиться целенаправленно, то результат будет. Выпускники нашего школьного лесничества уже не один десяток лет пополняют кадры лесной отрасли региона".
27 Февраля 2020
Во вступительном слове председатель совещания, заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами Владимир Александрович Черных отметил, что деятельность школьных лесничеств имеет большое значение для профориентационой работы со школьниками, экологического воспитания подрастающего поколения. Владимир Александрович проинформировал, что на протяжении нескольких лет в крае удерживается планка количества школьных лесничеств, на сегодня их 22 в регионе.
Директор Алтайского краевого детского экологического центра Игорь Николаевич Марискин поделился информацией: "Развитию школьных лесничеств сегодня уделяется особое внимание в связи с реализацией федерального плана мероприятий («дорожной карты») по развитию школьных лесничеств. 2019 год был ознаменован рядом событий для школьных лесничеств, как на уровне России, так и на уровне Алтайского края", - рассказал Игорь Николаевич.
По словам директора краевого экоцентра, школьники, занимающиеся в школьных лесничествах края, активно участвуют в разных мероприятиях. Многие организации оказывают существенную практическую помощь детским объединениям. Но все же основная работа с детьми ведется специалистами из системы образования. Министерством образования и науки Алтайского края ежегодно проводится мониторинг состояния деятельности трудовых объединений школьников, в том числе школьных лесничеств, экологических отрядов. Разработана дополнительная общеобразовательная программа «Основы лесного дела» для школьного лесничества, которая прошла экспертизу в региональном институте развития образования.
Ключевым мероприятием движения школьных лесничеств являются региональный слет «Подрост» и практикум «Подрост». Инновацией региона сегодня является развитие компетенции «Лесное дело» в рамках движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). На федеральном уровне этой компетенции нет, поэтому для школьников краевой этап является заключительным.
Краевой экоцентр разработал и активно проводит профориентационные квесты, в ходе которых дети среднего школьного возраста знакомятся с «зелеными» профессиями, среди них - лесопатолог. Знакомство с этой профессией было организовано в рамках мероприятий специалистами Центра защиты леса.
«И все же, необходимы меры для активизации исследовательской работы. Нужна проработка и внедрение методов мотивации педагогов, ведущих исследовательские работы с детьми. А в целях оценки эффективности деятельности школьных лесничеств Алтайского края в профориентационной работе, необходим анализ количества выпускников объединений, поступивших в учебные заведения на специальности лесохозяйственного профиля» – отметил Игорь Николаевич.
Директор Бийского техникума лесного хозяйства Сергей Николаевич Кузнецов представил отчет по работе инновационного производственно-образовательного кластера "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" за 2019 год.
"Актуальность создания кластера и его программ заключается в развитии партнерства между образовательной и производственными сферами. В результате такого взаимодействия в образовательной и производственной сферах возможно своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей работодателей, повышение качества знаний обучающихся в образовательных учреждениях, а значит, и повышение конкурентоспособности и экономического потенциала всех участников кластера", - рассказал Сергей Николаевич.
В 2019 году в рамках работы кластера были заключены 12 договоров о целевом обучении между техникумом, обучающимся и предприятиям. Заключение целевых договоров - очень важный момент в подготовке специалистов. Также Бийский техникум лесного хозяйства проводит множество профориентационных мероприятий для школьников края: день открытых дверей, встречи в районах, информирование о возможностях обучения с помощью СМИ и печатных информационных материалов. Техникум активно сотрудничает с Алтайским краевым детским экологическим центром.
"Хочется поблагодарить всех руководителей и сотрудников предприятий лесной отрасли Алтайского края за помощь. Без поддержки, в том числе финансовой, нам было бы сложно проводить мероприятия", - сказал Сергей Николаевич.
О школьных лесничествах как основе профориентации школьников для формирования кадрового резерва специалистов лесной холдинговой компании "Алтайлес" рассказали специалисты ЛХК "Алтайлес" Ольга Владимировна Лисица и Оксана Николаевна Грохотова. На базе предприятий холдинга действует 16 школьных лесничеств, в то же время идет работа по созданию новых объединений.
"Актуальность движения школьных лесничеств для нас в первую очередь объясняется необходимостью подготовки специалистов для лесной отрасли, которая сегодня столкнулась с жестким дефицитом кадров. Компания заинтересована в подготовке специалистов как в лесном хозяйстве, так и на деревоперерабатывающем производстве. Учитывая, что производство компании сосредоточено в сельской местности, мы предусматриваем комплекс мер, которые бы мотивировали молодых специалистов возвращаться в села после получения образования. И один из наиболее эффективных инструментов - работа со школьными лесничествами, потому что ребята уже заинтересованы в этом деле, а большинство из них живут в селах и знакомы со всеми трудностями", - рассказала Ольга Владимировна Лисица.
Итогами сотрудничества филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" со школьными лесничествами Алтайского края в 2019 году поделилась начальник производственно-технологического отдела филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" Галина Анатольевна Галецкая.
По словам Галины Анатольевны, за год сотрудничества организация успела принять участие в некоторых мероприятиях, например, в слете "Подрост" и профориентационных мини-пробах. Ребята выражали большую заинтересованность в лесном деле, далеко не все были знакомы с профессией инженера-таксатора.
"Мы увидели загоревшиеся глаза детей 5-7 классов, когда ребенок пищит от восторга, что он может поехать в будущем в тайгу. Напротив, старшеклассники не хотят идти работать в лесное хозяйство", - поделилась Галина Анатольевна.
В завершении заседания участники рабочей группы обсудили план работы по развитию движения школьных лесничеств на 2020 год и подвели итоги встречи. Уже в ближайшее время планируется провести встречу руководителей школьных лесничеств с целью обмена опытом, выявления дефицитов ресурсов и презентации новых мероприятий для развития школьных лесничеств в регионе.
Ранняя профориентация всегда была актуальна. Все члены рабочей группы были единодушны, что это трудоемкая, системная и продолжительная работа. Свроеобразным итогом стали слова Любови Ивановны Шубиной, руководителя школьного лесничества "Елочка" Бобровской СОШ Первомайского района: "Школьные лесничества - это организация, которая с самого раннего школьного возраста воспитывает в детях любовь к природе, к дому, к труду. Даже если ребенок не выберет в будущем профессию лесника, лесовода, он никогда не выкинет мусор в лесу, не сломает дерево, не разрушит муравейник. Но если трудиться целенаправленно, то результат будет. Выпускники нашего школьного лесничества уже не один десяток лет пополняют кадры лесной отрасли региона".