свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
Версия для слабовидящих

Научные достижения обучающихся краевого детского Экоцентра: подводим итоги учебного года

Цыплят считают по осени, достижения за год осмысливают зимой… А весна? Весна – это самое подходящее время года, чтобы подвести итоги участия школьников в масштабных научных мероприятиях!

Может быть, этот вывод покажется вам неожиданным, однако краем глаза осмотрите эту страницу. Здесь много-много фамилий. И все это обучающиеся Алтайского краевого детского экологического центра (АКДЭЦ), которые добились отличных результатов на научном поприще, которое выбрали для себя сами – школьная нагрузка не смогла перевесить тягу к исследованиям.

С февраля по апрель было насыщенное время: проходили конкурсы и конференции от регионального до всероссийского уровня. Большинство – в режиме онлайн. Однозначный плюс этого обстоятельства состоит в том, что у большего количества ребят появились возможности поучаствовать в разных мероприятиях.

Наверное, если перечислить всех наших активистов, - получится целый спецвыпуск газеты. Поэтому мы решили обозначить имена победителей и призеров (в особых случаях – финалистов). Но, в любом случае, искренне болеем за каждого обучающегося, кто делает «научные» шаги, даже если пока они не представили их широкой публике! Все впереди!

А теперь – к итогам. В скобках в описании конкурса будем отмечать месяцы, в которые прошли события, а также города организаторов. Коротко :)

Форматы: онлайн и заочно

Итак, во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030» (апрель, Москва) удалось выйти в финал ученикам 8 класса Софии Яткунайте и Степану Балыкину.

Всероссийская конференция-конкурс молодых исследователей «Агробиоинженерия – 2022» (апрель, Москва) принесла следующий результат: София Яткунайте, ученица 8 класса, награждена дипломом 2 степени.

На I Межрегиональной учебно-практической конференции «Научный дебют» (февраль, Белово) ребята заработали семь дипломов 1 степени! А некоторые были отмечены дополнительными наградами. Наши победители: Елизавета Ашенбреннер, ученица 5 класса (плюс диплом за лучшую работу на секции); Кирилл Меренцов, ученик 3 класса; Семен Сидоров, ученик 4 класса; Роман Сурнин, ученик 4 класса (плюс диплом за лучшую работу на секции); Тихон Еськов, ученик 4 класса (плюс диплом за лучшую работу на конференции); Алина Еськова, ученица 3 класса (плюс диплом за лучшую работу на конференции); Денис Жуков, ученик 5 класса (плюс диплом за лучшую работу на конференции).

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность науки» (март, Обнинск) принес два диплома лауреата 1 степени: Елизавете Ашенбреннер, ученице 5 класса, и Софии Яткунайте, ученице 8 класса.

Участие в XV Межрегиональной конференции краеведческих работ обучающихся «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвященной деятельности Русского географического общества (март, Иркутск) принесло три диплома Победителя ученикам 8 класса: Софии Яткунайте, Степану Балыкину и Егору Свирину.

Один из любимых у наших обучающихся – Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку» (февраль, Обнинск). Здесь и наград немало. Так, дипломом лауреата 1 степени награждены: ученица 5 класса Елизавета Ашенбреннер; ученицы 6 класса Арина Мотина и Яна Федотова; ученики 8 класса София Яткунайте, Егор Свирин, Степан Балыкин, Дарья Дорофеева; ученица 9 класса Ева Попова.

Больших успехов во Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся «Юность.Наука.Культура» (февраль, Обнинск) добились ребята постарше. Это: ученики 9 класса Алина Казакова, Дмитрий Копотилов, Ангелина Фоканова, Дарья Вишняк; ученица 10 класса Александра Никанорова и ученица 11 класса Дарья Мотина.

Результатом Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI» (февраль, Обнинск) стали дипломы лауреатов 1 степени учениц 10 класса Татьяны Тереховой и Екатерины Цыганковой, а также ученицы 11 класса Анастасии Вастьяновой.

XII Международная конференция исследовательских и проектных работ учащихся и студентов «Первые шаги в науку-2022» (март, Бийск) тоже прошла очень удачно: победителями стали ученики 9 класса Алина Казакова и Дмитрий Копотилов, а призерами – ученица 8 класса София Яткунайте, ученица 9 класса Ангелина Фоканова и ученица 11 класса Анастасия Вастьянова.

Очный формат

За участие в VIII Региональной молодежной научной конференции «Теория и практика инновационного развития в представлениях нового поколения» (март, Барнаул) обучающиеся были награждены дипломами за призовые места от 1 до 3. Так, 1 место заняли: ученики 8 класса София Яткунайте и Степан Балыкин; ученик 9 класса Копотилов Дмитрий; ученица 11 класса Мотина Дарья. 2 место заняли: ученица 8 класса Анастасия Томина; ученицы 9 класса Ангелина Фоканова и Екатерина Андрюхова. А 3 место заняли: ученица 8 класса Дарья Дорофеева и ученица 11 класса Анастасия Вастьянова.

Самым многочисленным мероприятием в нашем списке оказалась Всероссийская конференция «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА – Сибирь» (апрель, Новосибирск). Дипломами лауреатов 1 степени награждены: ученица 5 класса Елизавета Ашенбреннер (плюс диплом активного участника); ученица 6 класса Яна Федотова; ученик 8 класса Егор Свирин; ученица 8 класса София Яткунайте (плюс диплом активного участника, медаль за лучшую работу конкурса); ученица 9 класса Дарья Вишняк; ученица 11 класса Анастасия Вастьянова; ученица 11 класса Дарья Мотина (плюс диплом активного участника). Дипломами лауреатов 2 степени награждены: ученики 8 класса Степан Балыкин, Дарья Дорофеева, Анастасия Томина; ученики 9 класса Екатерина Андрюхова (плюс диплом активного участника), Артем Губин, Полина Долгатова, Дмитрий Копотилов, Ангелина Фоканова; ученики 10 класса Анастасия Долгова (плюс диплом активного участника), Александра Никанорова, Татьяна Терехова, Екатерина Цыганкова. А дипломы лауреатов 3 степени получили: ученица 6 класса Арина Мотина (плюс диплом активного участника), а также ученицы 9 класса Алина Казакова и Ева Попова.

В числе призеров Открытой научно-практической конференции «Наука и практика: от идеи до внедрения» (апрель, Барнаул) мы вновь встречаем знакомые имена. 1 место – ученик 8 класса Степан Балыкин, ученица 9 класса Ангелина Фоканова и ученица 10 класса Анастасия Долгова. 2 место – ученица 8 класса София Яткунайте. 3 место – ученик 8 класса Егор Свирин и ученица 11 класса Дарья Мотина.

Диплом за лучший доклад на секции – такие награды получили наши обучающиеся на IX Региональной молодежной конференции «Мой выбор – наука!» (апрель, Барнаул). Это ученики 8 класса Степан Балыкин, Егор Свирин, София Яткунайте, Анастасия Томина; ученица 10 класса Екатерина Цыганкова; ученица 11 класса Дарья Мотина.

В этом году педагог АКДЭЦ Наталья Сергеевна Комарова принимала участие в Межрегиональной школе наставников, в том числе в командных конкурсах. Так, команда Натальи Сергеевны и ее обучающейся Алены Комаровой заняла 3 место в проекте «Рост кристаллов». Также 3 место заняла работа Натальи Сергеевны и обучающейся Ирины Кривошеиной в проекте «Петрофизика – свойства горных пород».

Смешанный формат

В таком формате прошла VI Межрегиональная научно-исследовательская конференция «НЬЮТОНиЯ» (март, Белово) – одно из популярнейших мероприятий в нашем списке. Так, дипломами 1 степени награждены: ученицы 7 класса Полина Жильцова и Анастасия Миллер; ученики 8 класса София Яткунайте (плюс диплом за лучшую работу на секции), Степан Балыкин (плюс диплом за лучшую работу на секции), Егор Свирин, Дарья Дорофеева (плюс диплом за лучшую работу на секции); ученики 9 класса Екатерина Андрюхова, Алина Казакова, Ангелина Фоканова, Дмитрий Копотилов, Дарья Вишняк; ученицы 10 класса Александра Никанорова, Татьяна Терехова (плюс диплом за лучшую работу на секции), Екатерина Цыганкова; ученицы 11 класса Анастасия Вастьянова, Екатерина Лапшина, Дарья Мотина (плюс диплом за лучшую работу на секции). Дипломы 2 степени получили ученицы 6 класса Арина Мотина и Яна Федотова. А дипломы 3 степени – ученица 8 класса Анастасия Томина и ученица 9 класса Ева Попова.

Также в смешанном формате состоялась XXI Всероссийская научно-практическая конференция учащихся 7-11 классов «Старт в инновации» (февраль, Барнаул (региональный этап), Долгопрудный (финал)). Здесь отметим победителей регионального этапа: это ученица 8 класса София Яткунайте; ученики 9 класса Ангелина Фоканова и Дмитрий Копотилов; ученица 11 класса Дарья Мотина.

Юные исследователи не из АКДЭЦ

Дело в том, что мы курируем участников естественнонаучных мероприятий со всего края. И не все они обучаются в Экоцентре. Но в газете мы тоже хотим отметить их достижения.

Так, в Российском национальном юниорском водном конкурсе (март, Москва), который прошел в онлайн-формате, в финал вышел Константин Лутошкин, ученик 8 класса Новоозерской школы Тальменского района.

А во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (апрель, Москва) на финальном этапе край дистанционно представила Софья Кузуб, ученица 11 класса филиала Поспелихинской школы №1 – Клепечихинской школы.

Во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Шаги в науку» (о котором мы писали выше) дипломом лауреата 1 степени награждены: Софья Ветрова, ученица 7 класса школы №5 Алтайского района; Дарья Посысаева, ученица 8 класса школы №5 Алтайского района; Захар Тико, ученик 8 класса Гальбштадтской школы Немецкого национального района. А дипломом 2 степени – Анаида Кртян, ученица 9 класса Налобихинской школы им. А.И. Скурлатова Косихинского района.

Также Захар Тико стал лауреатом 2 степени Всероссийской конференции «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА – Сибирь».

Нехитрая аналитика

Подводя итоги научных достижений наших обучающихся, хочется отметить, что и среди работ, которые не заняли какие-либо призовые места, есть очень достойные. Надеемся увидеть имена их авторов в этом списке на следующий год!

Также, если обратить внимание, то можно заметить, что копилка наград некоторых ребят пополнилась значительно. Например, Софию Яткунайте в общей сложности мы поздравили 12 раз (не считая дипломов за активность). А Степана Балыкина – целых 8 раз! На один раз меньше – Ангелину Фоканову. А ведь за этими цифрами стоят годы исследований, месяцы работы над материалом, недели репетиций, дни и ночи волнений и ожиданий результатов.

Мнение наставника

За всеми достижениями ребят, конечно, стоят их отважные наставники. Один из таких – это педагог АКДЭЦ и одновременно куратор исследовательского направления в регионе Елена Сергеевна Ашенбреннер. В формате мини-интервью представим ответы на важные вопросы по поводу проектов школьников.

- Елена Сергеевна, какие темы дети чаще выбирают для своих исследований в естественнонаучном направлении?

- По опыту ряда лет можно сказать - ребята для своих исследований и проектных работ чаще выбирают темы, которые связаны с изучением видового разнообразия животных и растений нашего родного края. Особое внимание уделяют видам, занесенным в Красную книгу.

Алтайский край уникален в своем природном богатстве и разнообразии объектов флоры и фауны. Каждый из юных исследователей четко понимает, насколько важен его вклад в изучение живых объектов малой родины. Я объясню, почему.

Во-первых, каждая исследовательская работа – это небольшой, но очень ценный компонент, важная составляющая единой большой работы по популяризации и пропаганде вопросов охраны и защиты окружающей среды в обществе, среди населения.

Во-вторых, наш край очень большой, и есть места, территории, по которым нужно обновление данных, или они до сих пор не изучены в полной мере.

Третья причина, почему ребята с энтузиазмом берутся за подобные исследования – это заинтересованность в их деятельности специалистов-биологов, специалистов природоохранных структур, ученых. Мне известно много примеров, когда научные сотрудники являются наставниками, консультантами детских работ. Периодически ребята получают такие данные, которые не были ранее известны ученым. Это ценно!

Еще одна широко распространенная тематика исследований – экологический мониторинг. Темы чаще связаны с исследованием экосистем методом биоиндикации.

- Какие исследования можно начинать весной и летом?

- Климат Алтайского края имеет свои особенности – жаркое короткое лето и продолжительная холодная зима.

Например, если школьник занимается оценкой состояния объектов водных экосистем, то определенно исследование должно начинаться в ранне-весенний период и продолжаться до первых холодных дней. Другими словами, независимо от того, полевые или лабораторные исследования планируется проводить, природный объект должен быть доступен для исследования.

Но есть ряд тематических направлений, которые привязаны исключительно к холодному времени года. Зимой ребята активно исследуют снежный покров. Есть работы, которые связаны с зимними наблюдениями за следами птиц и животных.

При этом, многоценный и по-настоящему научный вклад всегда представляют работы ребят, которые проводят круглогодичные исследования.

- На какие темы стоит детям обратить внимание в будущем? Чем можно заинтересоваться перспективным и увлекательным?

- В естественнонаучной сфере сейчас очень актуальны такие направления, как: зеленая инженерия, клеточная биология, микробиология и вирусология, генная инженерия, биотехнологии, химические технологии. Все перечисленные направления являются прикладными, и каждое из них представляет собой симбиоз инженерных и биологических технологий.

К примеру, задачи такого перспективного направления, как биоинформатика, уже не решишь на природе или каким-либо лабораторным методом. Нужен компьютер и специальное программное обеспечение! Поэтому, на частый вопрос педагогов, руководителей о том, какие темы исследований актуальны сегодня, я бы ответила так: «Формула актуальной и значимой для сегодняшнего времени работы – Фундаментальные исследования + IT-технологии = Новое открытие и новое знание».

Вместо итогов

А завершим нашу статью цитатами известных людей, которые понятны и без комментариев.

Михаил Ломоносов, учёный-естествоиспытатель: «Неусыпный труд все препятствия преодолевает».

Оноре де Бальзак, писатель: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».

Альберт Сент-Дьёрди, биохимик: «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».

Елена АШЕНБРЕННЕР, методист АКДЭЦ
Татьяна ЛАВРЕНОВА, специалист пресс-службы АКДЭЦ
17 Мая
По современным нормам градостроительства на каждого жителя должно приходиться 12-15 м2 зелёных насаждений.  еще факты

Адрес электронной почты: akdec_barnaul@mail.ru
E-mail заочной школы АКДЭЦ: zschool-akdec@mail.ru