Перспективы развития школьных лесничеств в регионе обсудили на межведомственном заседании в региональном Минприроды
В Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края 9 февраля 2023 года состоялось обсуждение итогов деятельности школьных лесничеств за 2022 год и перспектив их развития. Дискуссия прошла в рамках межведомственной рабочей группы по вопросам развития школьных лесничеств в Алтайском крае.
Заседание провел министр природных ресурсов и экологии Алтайского края
Андрей Николаевич Стрелковский. Во вступительном слове он отметил, что школьные лесничества остаются детскими объединениями, деятельность которых направлена на раннюю профессиональную ориентацию детей на лесохозяйственные специальности.
- На сегодня в регионе 22 школьных лесничества в 19 муниципальных районах и городских округах Алтайского края. В движении школьных лесничеств в настоящее время задействовано около 500 участников. За школьными лесничествами Алтайского края закреплено более 2,5 га леса и 1 га питомника. Деятельность детских объединений имеет практическую составляющую. Школьниками проводятся мероприятия по лесоохранной агитации и пропаганде: беседы, распространение листовок, изготовление и установка аншлагов лесоохранного назначения. Все это служит формированию трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовке детей к сознательному выбору профессии. Минприроды Алтайского края намерено и дальше поддерживать развитие движения школьных лесничеств в крае на основе партнерского взаимодействия школы, учреждений профессионального образования и научных учреждений, – отметил Андрей Николаевич.
Директор Алтайского краевого детского экологического центра Игорь Николаевич Марискин представил анализ деятельности школьных лесничеств Алтайского края в 2022 году, а также обозначил задачи на 2023 год:
- Сегодня, когда сфера образования переформатируется, школьные лесничества тоже не могут оставаться в стороне. Президент России В.В. Путин поставил задачу выстраивать суверенную систему образования. Образование детей строится на традиционных духовно-нравственных ценностях, на всем лучшем, что было в советской системе образования, и на том, что есть в современной школе. Школьные лесничества всегда были кузницей кадров для лесной отрасли региона. В Алтайском крае эта система сохранилась и развивается. Тем не менее существуют проблемы с педагогическими кадрами для такой работы, не выдерживает конкуренции тематика наших детских учебно-исследовательских работ на российском уровне. Алтайский краевой детский экологический центр разработал и внедряет систему мероприятий для педагогических работников, что актуально в Год педагога и наставника. Мы приглашаем включиться в работу семинаров, вебинаров, профориентационных встреч всех участников рабочей группы по школьным лесничествам, – предложил Игорь Николаевич.
Дополнения к докладу прозвучали от Оксаны Николаевны Крючковой, главного специалиста отдела федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах краевого управления лесами:
- В 2022 году состоялся краевой конкурс «Мы сохраняем лес», одним из учредителей которого стало управление лесами краевого Минприроды. Конкурс направлен на повышение эффективности деятельности школьных лесничеств Алтайского края, профессиональное самоопределение детей. По итогам прошедшего конкурса награждено 3 школьных лесничества в разных номинациях, лучшие кураторы школьных лесничеств от предприятия лесной отрасли, педагоги и юные лесники. Нужно как можно больше освещать в СМИ информацию о наших победителях, лучшем опыте, чтобы это стало хорошим примером для всех наших объединений. Со своей стороны управление лесами поддержит такую работу.
Масютина Елена Викторовна, заместитель директора по учебной работе КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства» рассказала о работе инновационного производственно-образовательного кластера «АлтайИнноваЛес» в 2022 году. «Актуальность создания кластера и его программы заключается в развитии партнерства между образовательной и производственной сферами, возможностью удовлетворения кадровых и компетентностных потребностей наших предприятий, повышении качества знаний обучающихся. Бийский техникум лесного хозяйства на сегодня является учреждением профессионального образования, которое готовит специалистов по направлениям «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Технология деревообработки». Профориентационная работа для нас – это важный аспект деятельности. Из практики можем утверждать, что эффективность мероприятий – один год, и затем снова нужно организовывать встречи, матер-классы, экскурсии. Сегодня мы находимся в очень суровых реалиях конкуренции за молодые кадры. Школьные лесничества для нас одна из площадок работы с молодежью. Наш техникум ежегодно принимает на своей базе проведение краевых слетов и практикумов школьных лесничеств «Подрост», – сказала Елена Викторовна.
Необходимо отметить, что с 2023 года в России формируется новое Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству, направленное на демонстрацию профессиональных навыков, которая получила название «Профессионалы». Включена компетенция «Инженерия лесопользования и лесовосстановления». Возраст участников от 14 до 22 лет. В настоящее время только разрабатывается конкурсная документация. Тем не менее, Бийский техникум лесного хозяйства уже включился в эту работу и планирует в апреле текущего года на своей базе организовать проведение первого чемпионата.
В рамках дискуссии членами рабочей группы был дан ряд предложений по проведению новых мероприятий, направленных на раннюю профориентацию и подготовку кадров.
Наумкин Валерий Александрович, председатель Алтайского краевого комитета профсоюза работников лесных отраслей, предложил для информационной поддержки деятельности школьных лесничеств информационный ресурс – газету «Профсоюзы Алтая». Широкий круг читателей поможет сориентировать родителей выпускников о получении перспективных лесных профессий, познакомить с итогами конкурсов, анонсировать профориентационные встречи.
Дополнения по плану работы школьных лесничеств на текущий год озвучили: Михаил Андреевич Савин, старший преподаватель, заместитель декана по воспитательной работе факультета лесного хозяйства ФГБОУ «Алтайский государственный аграрный университет»; Лариса Федоровна Капустина, директор филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Алтайского края». На сегодня операторами проведения экологических и профориентационных мероприятий для детей являются многие научные, учебные учреждения края, предприятия реального сектора экономики. Старовойт Наталья Николаевна, руководитель отдела управления персоналом ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес», предложила для детей организовывать экскурсии на предприятия лесной отрасли, что стало актуально после отмены ряда антиковидных мер. Наталья Николаевна подчеркнула: «Холдинг всегда поддерживал деятельность школьных лесничеств в крае и намерен продолжать эту политику. Практически у каждого школьного лесничества есть связь с базовым хозяйством, заключено соглашение. В прошлом году мы выступили соучредителями краевого смотра-конкурса среди руководителей и обучающихся школьных лесничеств Алтайского края «Мы охраняем лес». Призовой фонд для нескольких номинаций предоставлен ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес».
Итоги встречи подвел Хомутов Александр Сергеевич, заместитель начальника управления лесами, он поблагодарил коллег из всех ведомств и структур за совместную работу, внесенные предложения в план школьных лесничеств. Он подчеркнул, что региональным Минприроды будут приняты все меры для исполнения плана в современных условиях.
Справка:
Школьное лесничество – добровольное объединение обучающихся образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) образования, организованное, как внеклассная форма работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии. Деятельность школьных лесничеств реализуется в рамках Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы поручению Правительства Российской Федерации от 14.12.2017. На 1 января 2022 года в Алтайском крае действует 22 школьных лесничества в 19 территориях края. В движении школьных лесничеств в настоящее время задействовано 498 участников. За школьными лесничествами Алтайского края закреплено 2614 га леса и примерно 1 га питомника. По итогам пошлого года школьниками осуществлена посадка лесных культур на площади более 50 га. Школьники принимают участие в заготовке семян (шишек, плодов), изготовлению и развешиванию гнездовий для птиц, кормушек для птиц.
9 Февраля 2023
Заседание провел министр природных ресурсов и экологии Алтайского края
Андрей Николаевич Стрелковский. Во вступительном слове он отметил, что школьные лесничества остаются детскими объединениями, деятельность которых направлена на раннюю профессиональную ориентацию детей на лесохозяйственные специальности.
- На сегодня в регионе 22 школьных лесничества в 19 муниципальных районах и городских округах Алтайского края. В движении школьных лесничеств в настоящее время задействовано около 500 участников. За школьными лесничествами Алтайского края закреплено более 2,5 га леса и 1 га питомника. Деятельность детских объединений имеет практическую составляющую. Школьниками проводятся мероприятия по лесоохранной агитации и пропаганде: беседы, распространение листовок, изготовление и установка аншлагов лесоохранного назначения. Все это служит формированию трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовке детей к сознательному выбору профессии. Минприроды Алтайского края намерено и дальше поддерживать развитие движения школьных лесничеств в крае на основе партнерского взаимодействия школы, учреждений профессионального образования и научных учреждений, – отметил Андрей Николаевич.
Директор Алтайского краевого детского экологического центра Игорь Николаевич Марискин представил анализ деятельности школьных лесничеств Алтайского края в 2022 году, а также обозначил задачи на 2023 год:
- Сегодня, когда сфера образования переформатируется, школьные лесничества тоже не могут оставаться в стороне. Президент России В.В. Путин поставил задачу выстраивать суверенную систему образования. Образование детей строится на традиционных духовно-нравственных ценностях, на всем лучшем, что было в советской системе образования, и на том, что есть в современной школе. Школьные лесничества всегда были кузницей кадров для лесной отрасли региона. В Алтайском крае эта система сохранилась и развивается. Тем не менее существуют проблемы с педагогическими кадрами для такой работы, не выдерживает конкуренции тематика наших детских учебно-исследовательских работ на российском уровне. Алтайский краевой детский экологический центр разработал и внедряет систему мероприятий для педагогических работников, что актуально в Год педагога и наставника. Мы приглашаем включиться в работу семинаров, вебинаров, профориентационных встреч всех участников рабочей группы по школьным лесничествам, – предложил Игорь Николаевич.
Дополнения к докладу прозвучали от Оксаны Николаевны Крючковой, главного специалиста отдела федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах краевого управления лесами:
- В 2022 году состоялся краевой конкурс «Мы сохраняем лес», одним из учредителей которого стало управление лесами краевого Минприроды. Конкурс направлен на повышение эффективности деятельности школьных лесничеств Алтайского края, профессиональное самоопределение детей. По итогам прошедшего конкурса награждено 3 школьных лесничества в разных номинациях, лучшие кураторы школьных лесничеств от предприятия лесной отрасли, педагоги и юные лесники. Нужно как можно больше освещать в СМИ информацию о наших победителях, лучшем опыте, чтобы это стало хорошим примером для всех наших объединений. Со своей стороны управление лесами поддержит такую работу.
Масютина Елена Викторовна, заместитель директора по учебной работе КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства» рассказала о работе инновационного производственно-образовательного кластера «АлтайИнноваЛес» в 2022 году. «Актуальность создания кластера и его программы заключается в развитии партнерства между образовательной и производственной сферами, возможностью удовлетворения кадровых и компетентностных потребностей наших предприятий, повышении качества знаний обучающихся. Бийский техникум лесного хозяйства на сегодня является учреждением профессионального образования, которое готовит специалистов по направлениям «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Технология деревообработки». Профориентационная работа для нас – это важный аспект деятельности. Из практики можем утверждать, что эффективность мероприятий – один год, и затем снова нужно организовывать встречи, матер-классы, экскурсии. Сегодня мы находимся в очень суровых реалиях конкуренции за молодые кадры. Школьные лесничества для нас одна из площадок работы с молодежью. Наш техникум ежегодно принимает на своей базе проведение краевых слетов и практикумов школьных лесничеств «Подрост», – сказала Елена Викторовна.
Необходимо отметить, что с 2023 года в России формируется новое Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству, направленное на демонстрацию профессиональных навыков, которая получила название «Профессионалы». Включена компетенция «Инженерия лесопользования и лесовосстановления». Возраст участников от 14 до 22 лет. В настоящее время только разрабатывается конкурсная документация. Тем не менее, Бийский техникум лесного хозяйства уже включился в эту работу и планирует в апреле текущего года на своей базе организовать проведение первого чемпионата.
В рамках дискуссии членами рабочей группы был дан ряд предложений по проведению новых мероприятий, направленных на раннюю профориентацию и подготовку кадров.
Наумкин Валерий Александрович, председатель Алтайского краевого комитета профсоюза работников лесных отраслей, предложил для информационной поддержки деятельности школьных лесничеств информационный ресурс – газету «Профсоюзы Алтая». Широкий круг читателей поможет сориентировать родителей выпускников о получении перспективных лесных профессий, познакомить с итогами конкурсов, анонсировать профориентационные встречи.
Дополнения по плану работы школьных лесничеств на текущий год озвучили: Михаил Андреевич Савин, старший преподаватель, заместитель декана по воспитательной работе факультета лесного хозяйства ФГБОУ «Алтайский государственный аграрный университет»; Лариса Федоровна Капустина, директор филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Алтайского края». На сегодня операторами проведения экологических и профориентационных мероприятий для детей являются многие научные, учебные учреждения края, предприятия реального сектора экономики. Старовойт Наталья Николаевна, руководитель отдела управления персоналом ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес», предложила для детей организовывать экскурсии на предприятия лесной отрасли, что стало актуально после отмены ряда антиковидных мер. Наталья Николаевна подчеркнула: «Холдинг всегда поддерживал деятельность школьных лесничеств в крае и намерен продолжать эту политику. Практически у каждого школьного лесничества есть связь с базовым хозяйством, заключено соглашение. В прошлом году мы выступили соучредителями краевого смотра-конкурса среди руководителей и обучающихся школьных лесничеств Алтайского края «Мы охраняем лес». Призовой фонд для нескольких номинаций предоставлен ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес».
Итоги встречи подвел Хомутов Александр Сергеевич, заместитель начальника управления лесами, он поблагодарил коллег из всех ведомств и структур за совместную работу, внесенные предложения в план школьных лесничеств. Он подчеркнул, что региональным Минприроды будут приняты все меры для исполнения плана в современных условиях.
Справка:
Школьное лесничество – добровольное объединение обучающихся образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) образования, организованное, как внеклассная форма работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии. Деятельность школьных лесничеств реализуется в рамках Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы поручению Правительства Российской Федерации от 14.12.2017. На 1 января 2022 года в Алтайском крае действует 22 школьных лесничества в 19 территориях края. В движении школьных лесничеств в настоящее время задействовано 498 участников. За школьными лесничествами Алтайского края закреплено 2614 га леса и примерно 1 га питомника. По итогам пошлого года школьниками осуществлена посадка лесных культур на площади более 50 га. Школьники принимают участие в заготовке семян (шишек, плодов), изготовлению и развешиванию гнездовий для птиц, кормушек для птиц.