Финалисты конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду»-2020 поборолись за первые места
В субботу, 14 ноября 2020 года, в Барнауле состоялся краевой этап конкурса учебно-исследовательских работ школьников «Дети Алтая исследуют окружающую среду».
На базе Алтайского краевого детского экологического центра была организована видеоконференция в Zoom для участников и жюри. Для защиты исследовательских проектов дети подключались из своих населенных пунктов. На финальный этап прошли более 50 работ из числа участников окружного этапа, который состоялся во всех 7 образовательных округах Алтайского края.
Тематика эколого-биологических учебно-исследовательских работ разнообразна: зоология и экологии позвоночных и беспозвоночных; ботаника и экологии растений, микология и микробиология; зоотехния и ветеринария; ландшафтная экология и геохимия; утилизация отходов и экология энергетики. Большой интерес у школьников вызывает краеведческая тематика, где школьники поднимают актуальные вопросы сохранения природного и культурного наследия родного края.
Оценивало исследовательские проекты участников конкурса профессиональное жюри.
Так, в номинации «Биология» экспертами выступили: доцент кафедры биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии института общественного здоровья и профилактической медицины ФГБОУ ВО АГМУ Ольга Геннадьевна Грибанова; доцент кафедры экологии, биохимии и биотехнологии биологического факультета ФГБОУ ВО АлтГУ Ирина Дмитриевна Бородулина; заместитель декана по учебно-методической работе, доцент кафедры хирургии и акушерства факультета ветеринарной медицины ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, кандидат биологических наук Ольга Евгеньевна Мальцева.
В номинации «Краеведение» членами жюри стали: старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела КГБУ «Алтайский государственный краеведческий музей» Татьяна Николаевна Букина; специалист по истории Алтая, канд. ист. наук Данил Сергеевич Дегтярев; главный научный сотрудник КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края», кандидат исторических наук Оксана Владимировна Сидорова.
Работы в номинациях «Водные проекты старшеклассников», «Лесные экосистемы», «Экология» оценивали: научный сотрудник лаборатории водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, канд. биол. наук Антон Викторович Котовщиков; доцент кафедры плодоовощеводства, ботаники и биотехнологии растений агрономического факультета ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Наталья Владимировна Чернецова; заведующий кафедрой «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ, профессор, доктор технических наук Владимир Александрович Сомин.
Главный научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края, кандидат исторических наук, член жюри Оксана Владимировна Сидорова рассказала:
- Участники конкурса серьезно подошли к решению поставленных задач, показали высокий уровень умений и навыков сбора, систематизации, анализа материалов по теме исследования. Какие-то работы были лучше теоретически осмыслены, где-то была более зрелищная и грамотная презентация результатов исследований. Но в целом ребята – большие молодцы! Хочется поблагодарить молодых исследователей, их родителей и педагогов!
Одним из членов жюри в секции «Краеведение» выступил специалист по истории Алтая, канд. ист. наук Данил Сергеевич Дегтярев.
- Защита проектов прошла на достаточно высоком уровне. К сожалению, формат онлайн-общения не может заменить живого общения. Эмоционального контакта, конечно, с выступающими не было – на конференции это создает определенные трудности. Но в целом ребята продемонстрировали, что они умеют работать с презентациями. Не было ни одной работы, где ребенок был бы не в теме, не мог бы ответить на вопросы, - значит, все погружены в свои исследования и способны их защитить. Поскольку краеведение связано с историей, то, конечно, большинство работ либо напрямую, либо косвенно связано с Великой Отечественной войной. Таким образом дети могут проявить свое участие в праздновании 75-летия Победы. - прокомментировал Данил Сергеевич. – Победителям и призерам я хотел бы пожелать не бросать свою работу, не останавливаться. Впереди их ждут новые вершины, которые они могут достичь. А всем остальным – не отчаиваться, что вашу работу не оценили. Если вы считаете, что ваша работа – нужная и ценная, то надо продолжать!
Заведующий кафедрой «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ, профессор, доктор технических наук Владимир Александрович Сомин обратился к юным исследователям:
- Я бы хотел поблагодарить всех участников, которые сегодня выступили с докладами и презентациями. Многие из вас, наверное, сделали сегодня первые шаги в науку, а кто-то уже не в первый раз выступает. В любом случае, вы – большие молодцы, поскольку выполняете полезное и ответственное дело: изучаете окружающую среду, в которой живете. А значит, она как минимум вам не безынтересна, и, возможно, вы планируете каким-то образом попытаться ее изменить в лучшую сторону. За что мы вам очень признательны!
Итак, стали известны имена победителей и призеров в каждой из номинаций:
Номинация «Биология»
I место – Алексей Жакулин, 9 класс, МБОУ Кулундинская СОШ №1, КГБУ ДО АКДЭЦ.
II место – Артем Распутиков, 6 класс, МБОУ СОШ №3, Каменский район, город Камень-на-Оби.
II место – Алексей Тюлейкин, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
III место – Денис Иванищев, 6 класс, МБОУ Алтайская СОШ №5, Алтайский район.
III место – Анастасия Серебренникова, 10 класс, МБОУ Алтайская СОШ №5, Алтайский район.
III место – Иван Фомичев, 10 класс, МБОУ Кытмановская СОШ №1, Кытмановский район.
Благодарностью в этой номинации отмечен исследовательский проект Игоря Христова, 8 класс, МБОУ Гимназия №22, города Барнаул.
Номинация «Краеведение»
I место – Владислав Михайленко, 8 класс, МКОУ Подойниковская СОШ имени Героя Советского Союза Михаила Иосифовича Рогачева, Панкрушихинский район.
II место – Алиса Дудник, 8 класс, МБОУ СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов, город Барнаул.
III место – Карина Титова, 11 класс, МБОУ Косихинская СОШ им. А.М. Топорова, Косихинский район.
Благодарностью отмечена работа Ларисы Гепнер, 9 класс, Овчинниковская ООШ – филиал МБОУ «Контошинская СОШ», Косихинский район.
Номинация «Водные проекты старшеклассников»
I место – Андрей Чуваев, 8 класс, МБУ ДО «БГСЮН», город Барнаул.
Номинация «Лесные экосистемы»
I место – Екатерина Цыганкова, 9 класс, МБОУ Гимназия №79, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
Номинация «Экология»
I место – Елизавета Небольсина, 11 класс, МБОУ Гимназия №11, город Бийск.
II место – Степан Балыкин, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
II место – София Яткунайте, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
III место – Марина Щедрина, 9 класс, МБОУ СОШ №1, Каменский район, город Камень-на-Оби.
III место – Константин Лутошкин, 7 класс, МБОУ Новоозерская СОШ, Тальменский район.
III место – Ирина Уфимцева, 10 класс, МБУ ДО «БГСЮН», город Барнаул.
Приказ об итогах
В номинации «Краеведение» признана лучшей работа Владислава Михайленко.
- Тема моей исследовательской работы «Топонимы и микротопонимы села Подойниково». Меня заинтересовал вопрос, почему то место, куда мы ходим зимой на лыжах, называется «Лесная горка». Самым интересным для меня было встречаться с жителями моего села и узнавать происхождение того или иного микротопонима. Ведь раньше я никогда не задумывался над вопросом, почему это место так называется, - рассказал Владислав. – Сегодня, несмотря на возникшие проблемы с видеосвязью, мне удалось защитить свою работу. Когда я услышал свое имя на объявлении победителей, я подумал, что ослышался. Мне стало приятно, я почувствовал гордость, а все мои родные стали поздравлять меня с победой.
Владислав поделился, что данную тему раскрыл полностью и планирует заняться другими исследованиями. Кстати, сегодня у него появилось много новых идей!
А победитель в номинации «Биология» Алексей Жакулин свое исследование планирует продолжать.
- Тема моего исследования: «Эффективность применения современных удобрений на примере кормовых культур в условиях Кулундинского района».
Как я уже говорил на состоявшейся конференции, 2020 год для аграрного сектора Кулундинского района Алтайского края выдался тяжелым. К антропогенной нагрузке добавились климатические катаклизмы: аномальная температура, отсутствие осадков в течение всего вегетационного периода. Мы вместе с педагогом Анастасией Викторовной Черкасовой подумали над решением проблемы повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и пришли к выводу, что с этим нам помогут справиться современные удобрения, которые будут способствовать получению более высоких и устойчивых урожаев экологически чистой продукции в «экстремальных» условиях.
Мне хотелось найти выход из сложившейся ситуации и понять, как устроены новые разработки удобрений.
Выбор пал на Нанокремний и Теллуру-Био. Эти удобрения являются отечественными разработками.
Во время наших исследований приходилось сталкиваться с трудностями: сложностями опрыскивания, сборки, замерки растений под горячим солнцем, отсутствием хорошего распылителя во время второй обработки. Но именно решение всех трудностей, поиск информации и увеличение моих знаний стали для меня самыми интересными событиями в ходе работы.
На защите своего проекта в финале конкурса я сделал все то, что должен был сделать и рассказал все, над чем так долго работал. Небольшие трудности вызвали вопросы жюри после моих слов, но это только из-за того, что я волновался, мне не хотелось плохо смотреться в глазах таких уважаемых и известных людей.
Трудно описать эмоции, которые переполняют тебя, когда ты узнаешь о победе, это ни с чем не сравнимо.
Я планирую развивать тему моего исследования. Многое еще не закончено, многое предстоит начать, все еще впереди. Уверен, что мое исследование поможет зонам с такими же климатическими условиями, как и у нас в степи, ведь в большинстве таких зон сельское хозяйство остается на первом месте, людям трудно повышать продуктивность полевых культур. Одним из перспективных приемов повышения продуктивности полевых культур является применение современных удобрений, обеспечивающие максимальное снижение степени зависимости величины и качества урожая от внешних факторов. Вот почему исследование является важным.
Напомним, что организует конкурс Министерство образования и науки Алтайского края при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Организацией-оператором проведения мероприятия является Алтайский краевой детский экологический центр.
Справка:
Участие в финале приняли ребята, отобранные на окружном этапе, где свои учебно-исследовательские проекты представили 116 школьников из 59 образовательных организаций 28 муниципальных районов и городских округов. Традиционно окружные этапы провели муниципальные учреждения дополнительного образования, являющиеся опорными площадками по естественнонаучному направлению в допобразовании детей: МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр», МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов», МБУ ДО «Детский эколого-туристический центр» г. Бийска, МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Заринска, МБУ ДО «Каменский многопрофильный образовательный центр», МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска, МБОУ ДО «Центр творчества детей и молодежи» г. Славгорода.
Конкурс является отборочным мероприятием для Всероссийского юниорского конкурса «Подрост», Водного конкурса старшеклассников, Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», вошедших в утвержденный Минпросвещения России перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Напомним, что мероприятие состоялось в рамках Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов до 2020 года, государственной программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2014-2020 годы.
14 Ноября 2020
На базе Алтайского краевого детского экологического центра была организована видеоконференция в Zoom для участников и жюри. Для защиты исследовательских проектов дети подключались из своих населенных пунктов. На финальный этап прошли более 50 работ из числа участников окружного этапа, который состоялся во всех 7 образовательных округах Алтайского края.
Тематика эколого-биологических учебно-исследовательских работ разнообразна: зоология и экологии позвоночных и беспозвоночных; ботаника и экологии растений, микология и микробиология; зоотехния и ветеринария; ландшафтная экология и геохимия; утилизация отходов и экология энергетики. Большой интерес у школьников вызывает краеведческая тематика, где школьники поднимают актуальные вопросы сохранения природного и культурного наследия родного края.
Оценивало исследовательские проекты участников конкурса профессиональное жюри.
Так, в номинации «Биология» экспертами выступили: доцент кафедры биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии института общественного здоровья и профилактической медицины ФГБОУ ВО АГМУ Ольга Геннадьевна Грибанова; доцент кафедры экологии, биохимии и биотехнологии биологического факультета ФГБОУ ВО АлтГУ Ирина Дмитриевна Бородулина; заместитель декана по учебно-методической работе, доцент кафедры хирургии и акушерства факультета ветеринарной медицины ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, кандидат биологических наук Ольга Евгеньевна Мальцева.
В номинации «Краеведение» членами жюри стали: старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела КГБУ «Алтайский государственный краеведческий музей» Татьяна Николаевна Букина; специалист по истории Алтая, канд. ист. наук Данил Сергеевич Дегтярев; главный научный сотрудник КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края», кандидат исторических наук Оксана Владимировна Сидорова.
Работы в номинациях «Водные проекты старшеклассников», «Лесные экосистемы», «Экология» оценивали: научный сотрудник лаборатории водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, канд. биол. наук Антон Викторович Котовщиков; доцент кафедры плодоовощеводства, ботаники и биотехнологии растений агрономического факультета ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Наталья Владимировна Чернецова; заведующий кафедрой «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ, профессор, доктор технических наук Владимир Александрович Сомин.
Главный научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края, кандидат исторических наук, член жюри Оксана Владимировна Сидорова рассказала:
- Участники конкурса серьезно подошли к решению поставленных задач, показали высокий уровень умений и навыков сбора, систематизации, анализа материалов по теме исследования. Какие-то работы были лучше теоретически осмыслены, где-то была более зрелищная и грамотная презентация результатов исследований. Но в целом ребята – большие молодцы! Хочется поблагодарить молодых исследователей, их родителей и педагогов!
Одним из членов жюри в секции «Краеведение» выступил специалист по истории Алтая, канд. ист. наук Данил Сергеевич Дегтярев.
- Защита проектов прошла на достаточно высоком уровне. К сожалению, формат онлайн-общения не может заменить живого общения. Эмоционального контакта, конечно, с выступающими не было – на конференции это создает определенные трудности. Но в целом ребята продемонстрировали, что они умеют работать с презентациями. Не было ни одной работы, где ребенок был бы не в теме, не мог бы ответить на вопросы, - значит, все погружены в свои исследования и способны их защитить. Поскольку краеведение связано с историей, то, конечно, большинство работ либо напрямую, либо косвенно связано с Великой Отечественной войной. Таким образом дети могут проявить свое участие в праздновании 75-летия Победы. - прокомментировал Данил Сергеевич. – Победителям и призерам я хотел бы пожелать не бросать свою работу, не останавливаться. Впереди их ждут новые вершины, которые они могут достичь. А всем остальным – не отчаиваться, что вашу работу не оценили. Если вы считаете, что ваша работа – нужная и ценная, то надо продолжать!
Заведующий кафедрой «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ, профессор, доктор технических наук Владимир Александрович Сомин обратился к юным исследователям:
- Я бы хотел поблагодарить всех участников, которые сегодня выступили с докладами и презентациями. Многие из вас, наверное, сделали сегодня первые шаги в науку, а кто-то уже не в первый раз выступает. В любом случае, вы – большие молодцы, поскольку выполняете полезное и ответственное дело: изучаете окружающую среду, в которой живете. А значит, она как минимум вам не безынтересна, и, возможно, вы планируете каким-то образом попытаться ее изменить в лучшую сторону. За что мы вам очень признательны!
Итак, стали известны имена победителей и призеров в каждой из номинаций:
Номинация «Биология»
I место – Алексей Жакулин, 9 класс, МБОУ Кулундинская СОШ №1, КГБУ ДО АКДЭЦ.
II место – Артем Распутиков, 6 класс, МБОУ СОШ №3, Каменский район, город Камень-на-Оби.
II место – Алексей Тюлейкин, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
III место – Денис Иванищев, 6 класс, МБОУ Алтайская СОШ №5, Алтайский район.
III место – Анастасия Серебренникова, 10 класс, МБОУ Алтайская СОШ №5, Алтайский район.
III место – Иван Фомичев, 10 класс, МБОУ Кытмановская СОШ №1, Кытмановский район.
Благодарностью в этой номинации отмечен исследовательский проект Игоря Христова, 8 класс, МБОУ Гимназия №22, города Барнаул.
Номинация «Краеведение»
I место – Владислав Михайленко, 8 класс, МКОУ Подойниковская СОШ имени Героя Советского Союза Михаила Иосифовича Рогачева, Панкрушихинский район.
II место – Алиса Дудник, 8 класс, МБОУ СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов, город Барнаул.
III место – Карина Титова, 11 класс, МБОУ Косихинская СОШ им. А.М. Топорова, Косихинский район.
Благодарностью отмечена работа Ларисы Гепнер, 9 класс, Овчинниковская ООШ – филиал МБОУ «Контошинская СОШ», Косихинский район.
Номинация «Водные проекты старшеклассников»
I место – Андрей Чуваев, 8 класс, МБУ ДО «БГСЮН», город Барнаул.
Номинация «Лесные экосистемы»
I место – Екатерина Цыганкова, 9 класс, МБОУ Гимназия №79, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
Номинация «Экология»
I место – Елизавета Небольсина, 11 класс, МБОУ Гимназия №11, город Бийск.
II место – Степан Балыкин, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
II место – София Яткунайте, 7 класс, КГБУ ДО АКДЭЦ, город Барнаул.
III место – Марина Щедрина, 9 класс, МБОУ СОШ №1, Каменский район, город Камень-на-Оби.
III место – Константин Лутошкин, 7 класс, МБОУ Новоозерская СОШ, Тальменский район.
III место – Ирина Уфимцева, 10 класс, МБУ ДО «БГСЮН», город Барнаул.
Приказ об итогах
В номинации «Краеведение» признана лучшей работа Владислава Михайленко.
- Тема моей исследовательской работы «Топонимы и микротопонимы села Подойниково». Меня заинтересовал вопрос, почему то место, куда мы ходим зимой на лыжах, называется «Лесная горка». Самым интересным для меня было встречаться с жителями моего села и узнавать происхождение того или иного микротопонима. Ведь раньше я никогда не задумывался над вопросом, почему это место так называется, - рассказал Владислав. – Сегодня, несмотря на возникшие проблемы с видеосвязью, мне удалось защитить свою работу. Когда я услышал свое имя на объявлении победителей, я подумал, что ослышался. Мне стало приятно, я почувствовал гордость, а все мои родные стали поздравлять меня с победой.
Владислав поделился, что данную тему раскрыл полностью и планирует заняться другими исследованиями. Кстати, сегодня у него появилось много новых идей!
А победитель в номинации «Биология» Алексей Жакулин свое исследование планирует продолжать.
- Тема моего исследования: «Эффективность применения современных удобрений на примере кормовых культур в условиях Кулундинского района».
Как я уже говорил на состоявшейся конференции, 2020 год для аграрного сектора Кулундинского района Алтайского края выдался тяжелым. К антропогенной нагрузке добавились климатические катаклизмы: аномальная температура, отсутствие осадков в течение всего вегетационного периода. Мы вместе с педагогом Анастасией Викторовной Черкасовой подумали над решением проблемы повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и пришли к выводу, что с этим нам помогут справиться современные удобрения, которые будут способствовать получению более высоких и устойчивых урожаев экологически чистой продукции в «экстремальных» условиях.
Мне хотелось найти выход из сложившейся ситуации и понять, как устроены новые разработки удобрений.
Выбор пал на Нанокремний и Теллуру-Био. Эти удобрения являются отечественными разработками.
Во время наших исследований приходилось сталкиваться с трудностями: сложностями опрыскивания, сборки, замерки растений под горячим солнцем, отсутствием хорошего распылителя во время второй обработки. Но именно решение всех трудностей, поиск информации и увеличение моих знаний стали для меня самыми интересными событиями в ходе работы.
На защите своего проекта в финале конкурса я сделал все то, что должен был сделать и рассказал все, над чем так долго работал. Небольшие трудности вызвали вопросы жюри после моих слов, но это только из-за того, что я волновался, мне не хотелось плохо смотреться в глазах таких уважаемых и известных людей.
Трудно описать эмоции, которые переполняют тебя, когда ты узнаешь о победе, это ни с чем не сравнимо.
Я планирую развивать тему моего исследования. Многое еще не закончено, многое предстоит начать, все еще впереди. Уверен, что мое исследование поможет зонам с такими же климатическими условиями, как и у нас в степи, ведь в большинстве таких зон сельское хозяйство остается на первом месте, людям трудно повышать продуктивность полевых культур. Одним из перспективных приемов повышения продуктивности полевых культур является применение современных удобрений, обеспечивающие максимальное снижение степени зависимости величины и качества урожая от внешних факторов. Вот почему исследование является важным.
Напомним, что организует конкурс Министерство образования и науки Алтайского края при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Организацией-оператором проведения мероприятия является Алтайский краевой детский экологический центр.
Справка:
Участие в финале приняли ребята, отобранные на окружном этапе, где свои учебно-исследовательские проекты представили 116 школьников из 59 образовательных организаций 28 муниципальных районов и городских округов. Традиционно окружные этапы провели муниципальные учреждения дополнительного образования, являющиеся опорными площадками по естественнонаучному направлению в допобразовании детей: МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр», МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов», МБУ ДО «Детский эколого-туристический центр» г. Бийска, МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Заринска, МБУ ДО «Каменский многопрофильный образовательный центр», МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска, МБОУ ДО «Центр творчества детей и молодежи» г. Славгорода.
Конкурс является отборочным мероприятием для Всероссийского юниорского конкурса «Подрост», Водного конкурса старшеклассников, Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», вошедших в утвержденный Минпросвещения России перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Напомним, что мероприятие состоялось в рамках Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов до 2020 года, государственной программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2014-2020 годы.