Досуговая площадка Алтайского краевого детского экологического центра для детей с ОВЗ «Радуга» подвела итоги работы
Впервые на базе Алтайского краевого детского экологического центра (АКДЭЦ) состоялась летняя площадка «Радуга» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для работы в рамках площадки вновь объединились давние партнеры: АКДЭЦ, Алтайская региональная общественная организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечный Круг», Центр детской и семейной психологии «Каритас+».
Всего 11 детей посещали занятия с 8 по 17 июня 2021 года вместе со своими родителями.
Специфика занятий
Педагог Алтайского краевого детского экологического центра Елена Петровна Соколова с детьми с особыми образовательными потребностями работает более 7 лет.
- На площадке детям мы предлагали различные формы познавательной деятельности – от самостоятельной посадки растения до изготовления лэпбука. Темы носили экологический характер: живая и неживая природа, растения, животные, занимательная химия. Эти темы выбрали по той причине, что «солнечным» детям окружающий мир более привычен и понятен, они живут в нём и наладили с ним взаимодействие. Наша задача – расширить границы привычного для них мира, вовлечь их в коллективную деятельность и максимально развить познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Задания подобраны таким образом, что все дети самостоятельно или при помощи родителей с ними справляются. Детям нравится сажать растения, приклеивать аппликации, проводить простые химические опыты. Очень эффективны занятия по развитию мелкой моторики, на которых детки не только расширяют свой диапазон направленных движений, но и познают мир через игру, – рассказала Елена Петровна. – Конкретные достижения – научился приклеивать, считать, сажать растения – наглядно показывают, как развиваются способности ребёнка за сравнительно короткий срок. Это самая эффективная форма обратной связи.
Настоящая помощь и детям, и родителям
Напомним, что соорганизатором площадки стала Алтайская региональная общественная организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечный Круг». Организация существует с 2012 года, поддерживает семьи с детьми с синдромом Дауна в Алтайском крае. Деятельность направлена на профилактику сиротства, защиту прав людей с особенностями, взаимодействие с властными структурами, проведение мероприятий и занятий с детьми.
Председатель организации «Солнечный круг» Марина Ивановна Чаплыгина поделилась:
- В настоящее время мы развиваем несколько направлений – поддержка семей с малышами, ранняя помощь – психологическая, консультативная, бесплатное обеспечение литературой. Включение детей в занятия физкультурой и спортом, творческие мастерские для подростков и взрослых. Каждый год проводим 5-6 больших праздников для всех семей. Организуем консультации специалистов по разным вопросам.
Марина Ивановна высоко оценила значимость площадки «Радуга»:
- Для детей с синдромом Дауна очень важно во время обучения взаимодействие с растениями, животными. Они учатся понимать, как устроен мир, как растут растения, какие бывают животные. Дети с синдромом Дауна обычно не включены в дополнительное образование. Их не берут в обычные кружки. Поэтому включение наших ребят в работу АКДЭЦ – это уникальный опыт для нашего края. Эта площадка дала возможность 11 детям окунуться в мир природы, усвоить новые знания. Они получили толчок к развитию.
Инновации в работе с детьми с ОВЗ
Практический психолог Центра детской и семейной психологии «Каритас+» Людмила Валентиновна Слободчикова отметила несколько особенностей в работе площадки «Радуга».
- Сама форма летней площадки – это уже инновация. У детей с ОВЗ очень часто идет потеря тех навыков и умений, которые были сформированы в течение учебного года. И для того, чтобы навыки не терялись, очень важно в течение лета вести соответствующую работу, – сказала Людмила Валентиновна. – Еще один важный момент – это расширение социальных контактов и формирование социализации. Дети не только подкрепляют свои познавательные функции, но, кроме этого, они еще встречаются с новыми ребятами и взрослыми, погружаются в новую среду, знакомятся с новыми предметами, объектами, видами деятельности. К тому же, сама среда Экоцентра имеет развивающий характер.
Далее психолог отметила момент преемственности и переноса. Что это значит? Например, в рамках школьных предметов ребята знакомятся с какими-то видами деятельности, объектами природы, видами труда людей в природе. Но именно в условиях, подобных созданным в Экоцентре, эти знания из внутреннего, умственного плана могут перейти в деятельность. Возможность попробовать, потрогать, познакомиться лично с тем, о чем ребенок ранее только слышал – это неоценимый вклад в его умственное развитие и развитие практических умений.
Площадка была организована с учетом особенностей деток с синдромом Дауна. Были актуализированы не только особенности общения – личностно-ориентированные, эмоционально-окрашенные, включающие совместную деятельность. Была также организована среда для детей, которая предполагала особенности деятельности и утомления.
- Например, если ребенок переутомился от избытка впечатлений, насыщенности деятельности, вместе с родителем он мог уйти в игровую комнату и отдохнуть, переключиться, настроиться на другой вид деятельности. Это тоже очень важный момент, который, кстати, не часто встречается в образовательных заведениях, – отметила Людмила Валентиновна.
При выстраивании программы было учтено и то, что одними из сильных сторон детей с синдромом Дауна являются хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память, способность обучаться на практике. У них сохранная эмоциональная сфера, и поэтому эмоционально окрашенный материал воспринимается и запоминается ими и легче, и лучше.
Интересны и методы, которыми пользовались педагоги при проведении занятий. Людмила Валентиновна рассказала:
- Работа с животными и растениями – очень важная, и она благоприятно влияет на психику. Методы анималотерапии, игровой терапии, арт-терапии – конечно же, успешно использовались. Но в этом году дополнительно была введена еще и цветотерапия – как средство организации деятельности и пространства, оценки результатов и стимулирования. Этот новый способ был освоен не только педагогами центра, но и родителями.
Людмила Валентиновна в рамках площадки «Радуга» провела консультации и для педагогов, и для родителей детей с синдромом Дауна. С педагогами психолог обсудила вопросы организации пространства и работы с учетом особенностей детей с синдромом Дауна. А на частных консультациях с родителями самыми востребованными стали следующие темы: как мотивировать ребенка, как формировать и поддерживать его интерес, в том числе к учебной деятельности. Родители высоко оценили консультационную помощь.
Родительский взгляд
Одной из детей, посещавших площадку «Радуга», была семилетняя Евдокия. С первых дней ее увлекло именно общение с растениями, которых в Экоцентре очень много.
Ее мама, Елена Николаевна Степанова, политолог и профессиональный медиатор, рассказала, что вместе с Дуней они не раз бывали в Экоцентре – и каждый раз открывали для себя что-то новое.
Летняя площадка не стала исключением. Например, как рассказала мама, Дуне очень нравятся теплицы и цветы. Для нее поливать растения – большое удовольствие. А также очень впечатлили и увлекли девочку изучение микроскопа, посадка комнатного растения в горшочек.
- Мне понравилось, что педагоги терпимо относились к нашим непростым деткам, искали и находили индивидуальный подход, – поделилась Елена Николаевна. – Занятия были очень насыщенными, и мы уходили уставшие и полные впечатлений. Я видела, что Дуне непросто. Бывало, что делать что-то запланированное не хотелось. Зато в Экоцентре она находила что-то по своим интересам. Ей понравилось рассматривать фотографии в здании, гулять по красивой территории. Здесь много материалов, которые можно трогать и применять: например, комнатные растения, которые ребята сами посадили; ягодки, которые можно попробовать; пёрышки, которые можно трогать и запускать.
Итоги площадки
«Радуга» – это первый опыт проведения площадки для детей с ОВЗ в Алтайском краевом детском экологическом центре. Однако именно работа с особенными детками ведется педагогами уже не первый год.
Многое удалось дать и показать детям, ради которых все и было задумано. Создание экологического мультфильма, коллекционирование объектов природы, высаживание растений, общение с дрессированными овчарками Альмой и Яшей, экскурсии в оранжерею с тропическими растениями… и много-много простых, но таких важных действий: приклеить, раскрасить, потрогать, выбрать, погладить, увидеть, попрыгать. Познакомиться с новыми друзьями, местами, предметами.
Однозначно, площадка поспособствовала личностному и профессиональному росту педагогов, которые уже планируют дальнейшие мероприятия в этом направлении.
Высокую заинтересованность в таких занятиях мы заметили и у родителей: образовательная среда Экоцентра произвела достойное впечатление. АКДЭЦ надеется еще не раз встретиться с ребятами, их мамами и папами!
17 июня площадка официально завершила свою работу, однако педагоги и родители решили не прекращать общение, ведь впереди еще много полезных и увлекательных проектов.
18 Июня 2021
Для работы в рамках площадки вновь объединились давние партнеры: АКДЭЦ, Алтайская региональная общественная организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечный Круг», Центр детской и семейной психологии «Каритас+».
Всего 11 детей посещали занятия с 8 по 17 июня 2021 года вместе со своими родителями.
Специфика занятий
Педагог Алтайского краевого детского экологического центра Елена Петровна Соколова с детьми с особыми образовательными потребностями работает более 7 лет.
- На площадке детям мы предлагали различные формы познавательной деятельности – от самостоятельной посадки растения до изготовления лэпбука. Темы носили экологический характер: живая и неживая природа, растения, животные, занимательная химия. Эти темы выбрали по той причине, что «солнечным» детям окружающий мир более привычен и понятен, они живут в нём и наладили с ним взаимодействие. Наша задача – расширить границы привычного для них мира, вовлечь их в коллективную деятельность и максимально развить познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Задания подобраны таким образом, что все дети самостоятельно или при помощи родителей с ними справляются. Детям нравится сажать растения, приклеивать аппликации, проводить простые химические опыты. Очень эффективны занятия по развитию мелкой моторики, на которых детки не только расширяют свой диапазон направленных движений, но и познают мир через игру, – рассказала Елена Петровна. – Конкретные достижения – научился приклеивать, считать, сажать растения – наглядно показывают, как развиваются способности ребёнка за сравнительно короткий срок. Это самая эффективная форма обратной связи.
Настоящая помощь и детям, и родителям
Напомним, что соорганизатором площадки стала Алтайская региональная общественная организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечный Круг». Организация существует с 2012 года, поддерживает семьи с детьми с синдромом Дауна в Алтайском крае. Деятельность направлена на профилактику сиротства, защиту прав людей с особенностями, взаимодействие с властными структурами, проведение мероприятий и занятий с детьми.
Председатель организации «Солнечный круг» Марина Ивановна Чаплыгина поделилась:
- В настоящее время мы развиваем несколько направлений – поддержка семей с малышами, ранняя помощь – психологическая, консультативная, бесплатное обеспечение литературой. Включение детей в занятия физкультурой и спортом, творческие мастерские для подростков и взрослых. Каждый год проводим 5-6 больших праздников для всех семей. Организуем консультации специалистов по разным вопросам.
Марина Ивановна высоко оценила значимость площадки «Радуга»:
- Для детей с синдромом Дауна очень важно во время обучения взаимодействие с растениями, животными. Они учатся понимать, как устроен мир, как растут растения, какие бывают животные. Дети с синдромом Дауна обычно не включены в дополнительное образование. Их не берут в обычные кружки. Поэтому включение наших ребят в работу АКДЭЦ – это уникальный опыт для нашего края. Эта площадка дала возможность 11 детям окунуться в мир природы, усвоить новые знания. Они получили толчок к развитию.
Инновации в работе с детьми с ОВЗ
Практический психолог Центра детской и семейной психологии «Каритас+» Людмила Валентиновна Слободчикова отметила несколько особенностей в работе площадки «Радуга».
- Сама форма летней площадки – это уже инновация. У детей с ОВЗ очень часто идет потеря тех навыков и умений, которые были сформированы в течение учебного года. И для того, чтобы навыки не терялись, очень важно в течение лета вести соответствующую работу, – сказала Людмила Валентиновна. – Еще один важный момент – это расширение социальных контактов и формирование социализации. Дети не только подкрепляют свои познавательные функции, но, кроме этого, они еще встречаются с новыми ребятами и взрослыми, погружаются в новую среду, знакомятся с новыми предметами, объектами, видами деятельности. К тому же, сама среда Экоцентра имеет развивающий характер.
Далее психолог отметила момент преемственности и переноса. Что это значит? Например, в рамках школьных предметов ребята знакомятся с какими-то видами деятельности, объектами природы, видами труда людей в природе. Но именно в условиях, подобных созданным в Экоцентре, эти знания из внутреннего, умственного плана могут перейти в деятельность. Возможность попробовать, потрогать, познакомиться лично с тем, о чем ребенок ранее только слышал – это неоценимый вклад в его умственное развитие и развитие практических умений.
Площадка была организована с учетом особенностей деток с синдромом Дауна. Были актуализированы не только особенности общения – личностно-ориентированные, эмоционально-окрашенные, включающие совместную деятельность. Была также организована среда для детей, которая предполагала особенности деятельности и утомления.
- Например, если ребенок переутомился от избытка впечатлений, насыщенности деятельности, вместе с родителем он мог уйти в игровую комнату и отдохнуть, переключиться, настроиться на другой вид деятельности. Это тоже очень важный момент, который, кстати, не часто встречается в образовательных заведениях, – отметила Людмила Валентиновна.
При выстраивании программы было учтено и то, что одними из сильных сторон детей с синдромом Дауна являются хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память, способность обучаться на практике. У них сохранная эмоциональная сфера, и поэтому эмоционально окрашенный материал воспринимается и запоминается ими и легче, и лучше.
Интересны и методы, которыми пользовались педагоги при проведении занятий. Людмила Валентиновна рассказала:
- Работа с животными и растениями – очень важная, и она благоприятно влияет на психику. Методы анималотерапии, игровой терапии, арт-терапии – конечно же, успешно использовались. Но в этом году дополнительно была введена еще и цветотерапия – как средство организации деятельности и пространства, оценки результатов и стимулирования. Этот новый способ был освоен не только педагогами центра, но и родителями.
Людмила Валентиновна в рамках площадки «Радуга» провела консультации и для педагогов, и для родителей детей с синдромом Дауна. С педагогами психолог обсудила вопросы организации пространства и работы с учетом особенностей детей с синдромом Дауна. А на частных консультациях с родителями самыми востребованными стали следующие темы: как мотивировать ребенка, как формировать и поддерживать его интерес, в том числе к учебной деятельности. Родители высоко оценили консультационную помощь.
Родительский взгляд
Одной из детей, посещавших площадку «Радуга», была семилетняя Евдокия. С первых дней ее увлекло именно общение с растениями, которых в Экоцентре очень много.
Ее мама, Елена Николаевна Степанова, политолог и профессиональный медиатор, рассказала, что вместе с Дуней они не раз бывали в Экоцентре – и каждый раз открывали для себя что-то новое.
Летняя площадка не стала исключением. Например, как рассказала мама, Дуне очень нравятся теплицы и цветы. Для нее поливать растения – большое удовольствие. А также очень впечатлили и увлекли девочку изучение микроскопа, посадка комнатного растения в горшочек.
- Мне понравилось, что педагоги терпимо относились к нашим непростым деткам, искали и находили индивидуальный подход, – поделилась Елена Николаевна. – Занятия были очень насыщенными, и мы уходили уставшие и полные впечатлений. Я видела, что Дуне непросто. Бывало, что делать что-то запланированное не хотелось. Зато в Экоцентре она находила что-то по своим интересам. Ей понравилось рассматривать фотографии в здании, гулять по красивой территории. Здесь много материалов, которые можно трогать и применять: например, комнатные растения, которые ребята сами посадили; ягодки, которые можно попробовать; пёрышки, которые можно трогать и запускать.
Итоги площадки
«Радуга» – это первый опыт проведения площадки для детей с ОВЗ в Алтайском краевом детском экологическом центре. Однако именно работа с особенными детками ведется педагогами уже не первый год.
Многое удалось дать и показать детям, ради которых все и было задумано. Создание экологического мультфильма, коллекционирование объектов природы, высаживание растений, общение с дрессированными овчарками Альмой и Яшей, экскурсии в оранжерею с тропическими растениями… и много-много простых, но таких важных действий: приклеить, раскрасить, потрогать, выбрать, погладить, увидеть, попрыгать. Познакомиться с новыми друзьями, местами, предметами.
Однозначно, площадка поспособствовала личностному и профессиональному росту педагогов, которые уже планируют дальнейшие мероприятия в этом направлении.
Высокую заинтересованность в таких занятиях мы заметили и у родителей: образовательная среда Экоцентра произвела достойное впечатление. АКДЭЦ надеется еще не раз встретиться с ребятами, их мамами и папами!
17 июня площадка официально завершила свою работу, однако педагоги и родители решили не прекращать общение, ведь впереди еще много полезных и увлекательных проектов.