свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
Версия для слабовидящих

ЭКСПЕДИЦИЯ • Экологические воззрения народов Алтая, горловое пение, три выставки и «коллективная летопись»

3 августа детская экологическая экспедиция «Начни с дома своего» работала на территории Республики Алтай в этно-природном парке «Уч-Энмек». Ребята не только познакомились с экологическими воззрениями жителей Алтая, их культурой, традициями, обычаями и обрядами, услышали традиционное горловое пение кай, а также начали сообща писать историю экспедиции и развернули для гостей и хозяев Уч-Энмека три передвижные выставки.

Ярким событием дня стала встреча с представителем парка Любовью Тадыровой. Любовь Михайловна провела для юных экологов увлекательную экскурсию по территории визит-центра, а в традиционном жилище алтайцев - аиле, - познакомила гостей с традиционной культурой народов Алтая. Следует отметить, что ровно два года назад она сопровождала участников экспедиции в их поездке по Каракольской долине.
Тогда Любовь Михайловна предложила ребята совершить путешествие по следам древних цивилизаций. Она показала им древнее святилище у села Бичикту-Боом, название которого в переводе с алтайского дословно означает «Перевал с письменами» и древние петроглифы, нанесённые нашими дальними предками жителей этих мест — пазырыкцами, скифами, древними тюрками. Кроме того, Тадырова рассказала, что представители алтайского народа живут по законам природы, в этом и состоит своеобразие их культуры, для которой свойственно обожествление её сил и объектов — как представителей животного мира, так и растений, гор, рек, долин и стихий. А потому человеку и не стоит бояться их проявлений: не надо прятаться от дождя, жаловаться на холод или сетовать на жару. Все эти природные явления стоит принимать с благодарностью, тогда и духи, населяющие этот мир, будут милостивы к человеку.
В составе нынешней экспедиции оказалось несколько ребят, запомнивших то незабываемое путешествие. На этот раз Любовь Михайловна продолжила рассказ о взаимоотношениях местных жителей с природой, которые складывались на протяжении многих веков и воспитывались из поколения в поколение.

- Так как мы язычники - солнцепоклонники и лунопоклонники, - то и живем по законам природы, - сказала Любовь Тадырова. Например, двери в аил делаются низкими не только для того, чтобы сохранить тепло, есть тому и другая причина. Чтобы войти в жилище, человеку неизбежно приходиться поклониться огню в очаге, а выходя наружу — совершить поклон солнцу. Наступать на порог нельзя — для нас он золотой, потому что является гранью аила между ним и окружающим его пространством. Внутри традиционного жилища алтайцев устанавливается связь между нами и нашими предками, а снаружи — между нами и окружающим пространством.

Любовь Михайловна показала ребятам, как устроен аил и пояснила, что правая его половина от входа считается женской, а левая — мужской. Соответственно расположены и предметы быта: посуда и кухонная утварь на «женской» территории, а орудия охоты и конская упряжь — на «мужской». В центре находится треножный очаг, символизирующий трёхчастность мира.

- Мы верим, что мир состоит их трёх составляющих — это верхний мир, где властвует Ульгень, нижний мир, в котором господствует Эрлик и наш мир, который, помимо людей, населён духами их предков, - пояснила Любовь Тадырова и рассказала алтайскую легенду о сотворении мира:
- Сначала Ульгень создал землю и растения, потом — животных и птиц, а после к нему пришёл бог подземного мира Эрлик и спросил, кто будет пользоваться такой красотой? Тогда Ульгень слепил из земли человека, но оживить его не смог. Эрлик предложил свою помощь, Ульгень её не принял и три дня старался найти способ вдохнуть жизнь в своё творение. Между богами возник спор — сколько будет жить человек. В результате сошлись на ста годах. При этом человек, проживая свой век, должен думать о четвёртом поколении своих потомков — правнуках. Смогут ли они прийти на то же место, куда некогда пришёл он, и срубить там такое же дерево, сорвать такой же цветок или выпить воды из того же источника. Таким образом Ульгень обманул Эрлика, ведь если человек будет думать о своих правнуках и хранить богатство природы для них, он будет жить на земле вечно. И вот Эрлик берёт тростинку и вдыхает в человека жизнь. А Ульгень такой же тростинкой подпоясывает человека, чтобы в нём чёрного и белого было поровну, ведь боги его создавали вдвоём.

Любовь Михайловна объяснила, как отличить одно от другого. Оказывается, каждый поступок, даже самый добрый и благородный имеет свою обратную, тёмную, сторону. Например, желание угостить родных мясом оборачивается убийством животных, а необходимость собрать лекарственные растения — их уничтожением.

- У нас есть три понятия: мера, время и значение, - рассказала Любовь Тадырова. - Объединяясь в единое целое, они образуют совесть человека. Первое расшифровывается так - всего должно быть в меру, но не больше. Даже в горести и радости есть мера. Второе - всему своё время. И это обязательно нужно учитывать. К примеру, мы все важные дела начинаем только на новолуние, ведь молодая луна — это символ начала жизни. Третье — значение. Просто так ничто не делается, всё происходящее имеет смысл. Поэтому предпринимая что-либо, надо спросить себя: «Для чего я это делаю?».
Когда человек не знает ни меры, ни времени, ни значения и живет только для самого себя, он собирает вокруг себя мёртвые камни. Иначе говоря, окружает себя мёртвыми предметами, которые ему по сути не нужны, а всё потому, что он не задумывался, зачем их приобретал, но при этом упускал в жизни что-то очень важное. Во всём важна мера, и брать от природы следует столько, сколько нужно, но не более того, ведь срывая цветок, мы лишаем его возможности дать плоды. А потому даже это не следует делать без крайней необходимости.

Ребята с увлечением слушали рассказ Любови Михайловны и задавали ей вопросы о представлениях алтайцев об устройстве мира, семейных традициях, обычаях и обрядах, которые, кстати, не утрачены жителями Каракольской долины до сих пор.

Знакомство с традиционной алтайской культурой продолжилось на встрече с исполнителем героических сказаний в технике горлового пения кайчы - Эркеменом Чийбуновым. Он исполнил для ребят песни алтайских авторов и одну — собственного сочинения о бурной Катуни. Дети услышали, как звучат народные инструменты — струнный топшуур и духовые шор ачык и шор туйук, а также смогли сами попытаться сыграть на них.
Эркемен Чийбунов рассказал, что искусству горлового пения в Республике Алтай ребят обучают в музыкальных школах, которые есть в каждом районе. В одной из них, расположенной в Онгудае, он работает преподавателем. По словам Эркемена Чийбунова, интерес к традиционной музыке у молодых алтайцев довольно велик, особой популярностью пользуется топшуур, многие желают освоить горловое пение.

Участники экспедиции завороженно слушали Эркемена Чийбунова, а самые смелые решились попытаться сыграть на продемонстрированных им музыкальных инструментах.

В конференц-зале визит-центра для гостей природного парка «Уч-Энмек» участниками экспедиции были развёрнуты три выставки: фотовыставка «Нет важнее ничего - Начни с дома своего», в которую вошли фотографии с маршрутов экспедиции, выставка вышитых работ корреспондента газеты «Природа Алтая» Елены Панфило «Вышитый зоопарк». Особого внимания заслуживает передвижная выставка портретов ветеранов Великой Отечественной войны «Вахта памяти». Посвящена она памяти новоалтайцев и жителей Алтайского края, сибиряков, которые защищали Родину в годы войны. Эти портреты были написаны студентами Новоалтайского государственного художественного училища с 2004 по 2006 годы. Автором-вдохновителем проекта стал педагог-художник Ильбек Хайрулинов, известный на Алтае и в России мастер тематической картины, создавший галерею портретов алтайцев-ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и наших современников. Первой гостьей всех этих выставок стала Любовь Тадырова.

В перерывах между мероприятиями ребята разучивали экспедиционные песни и репетировали выступление агитбригады.

Завершился день творчески. Участники экспедиции решили написать её историю сообща, чтобы каждый внёс свой вклад в создание хроники путешествия, отразил в общей истории свои самые яркие впечатления и переживания, отметил интересные моменты и волнующие события, а также рассказал, как изменился сам, пройдя экспедиционный маршрут. Таким образом каждый участник экспедиции впишет свое имя в её историю. Первые строчки уже появились, а помогли ребятам в этом педагоги экспедиции Наталья Кауль и Валентина Мещерякова.

На следующий день запланировано путешествие в Каракольскую долину. Поэтому Наталья Кауль перед отбоем прочла ребятам алтайские легенды, чтобы настроить их на встречу с этим загадочным и таинственным местом.

- Каракольская долина и этно-природный парк «Уч-Энмек» занимают особое место на духовной карте Большого Алтая. Именно поэтому мы стараемся привозить сюда юных экологов края при малейшей возможности. В этом году это место встретило нас очень благожелательно. Впервые за 20 лет я встретил ситуацию, когда бы ночи были такими тёплыми. Это, высокий творческий настрой и гостеприимность местных жителей вселили в меня уверенность, что экспедиция и этого года пройдёт, как всегда, успешно, - сказал, подводя итоги дня, бессменный руководитель проекта «Начни с дома своего» Сергей Малыхин.
4 Августа  | Елена Панфило, газета «Природа Алтая»
Подрост – важная составная часть лесного растительного сообщества. Молодые деревца приходят на смену старым материнским деревьям, они обеспечивают будущее лесу.  еще факты

Адрес электронной почты: akdec_barnaul@mail.ru
E-mail заочной школы АКДЭЦ: zschool-akdec@mail.ru