свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
Версия для слабовидящих

Школьный экологический актив Алтайского края принял участие в III Всероссийском юниорском водном форуме – 2021

В 2022 году Российскому национальному юниорскому водному конкурсу исполнится 20 лет. Проводится он с 2003 года при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, организатором является АНО «Институт консалтинга экологический проектов». В Алтайском крае организация-оператор конкурса – Алтайский краевой детский экологический центр. Экоцентр практически с начала учреждения этого конкурса проводит отбор лучших исследовательских работ на краевом уровне: в краевой конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду» введена отдельная номинация – «Водные проекты старшеклассников».

Поэтому, когда федеральные учредители предложили экоактивистам из нашего региона стать онлайн участниками III Всероссийского юниорского водного форума-2021, было решено провести встречу на площадке Алтайского краевого детского экологического центра. Так, 19 ноября 2021 года в конференц-зале АКДЭЦ собрались 18 алтайских школьников и педагогов. В это же время 85 дистанционных площадок по всей России начали подключение по видеоконференцсвязи. Трансляция форума велась из города Казани Республики Татарстан.

Перед началом трансляции алтайские школьники и педагоги получили в подарок последний выпуск газеты «Природа Алтая». Наталья Владимировна Батлук, заместитель директора Экоцентра, рассказала о том, что особенностью номера стал спецвыпуск «Голуби и мы». Он посвящен проекту «Сохраним алтайские породы голубей», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Ребята узнали о ходе реализации проекта, смогли задать вопросы и высказать идеи о том, как проект может стать более интересным детям. Все участники получили в подарок сувениры от проекта – значки с изображением алтайских пород голубей.

После небольшой паузы началась трансляция Водного форума. Открыли его гости из студии в Казани: Наталья Геннадьевна Давыдова, директор АНО «Институт консалтинга экологических проектов»; Роман Борисович Минухин, директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, экономики природопользования и управления федеральным имуществом Минприроды России; Илья Андреевич Разбаш, советник руководителя Федерального агентства водных ресурсов; Александр Валерьевич Шадриков, министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Затем участники форума смогли задать свои вопросы гостям.

Следующими мероприятиями программы форума стали круглый стол «Молодежные водные сообщества и тренды цифровизации»; дискуссия по темам: «Общественно-государственное партнерство в сфере образования», «Региональные и локальные экологические вызовы» и другое. Участники форума обсудили деятельность молодёжных водных сообществ, цифровые технологии, а также международное водное сотрудничество, в том числе – в Арктической зоне. Финалисты и победители Российского национального юниорского водного конкурса разных лет обсудили актуальные направления для разработки и реализации проектов по охране и восстановлению водных ресурсов. Своим опытом поделились студенты, реализовавшие свои проекты и получившие спонсорскую поддержку.

Участники алтайской краевой площадки поделились своими впечатлениями о форуме:

Сомин Владимир Александрович, заведующий кафедрой «Химическая техника и инженерная экология» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова:

- Все, что связано с водными ресурсами, всегда было, есть и будет актуально, ведь человек не может жить без воды. А сохранение качества вод – одна из мировых задач современности. Около 2 миллиардов человек в мире испытывают нехватку качественной питьевой воды. К счастью, население Алтайского края не входит в число жителей планеты, которые испытывают такие дефициты, обстановка у нас благоприятная. Хотя в степных районах некоторые проблемы с водоснабжением ощущаются.

Кроме того, водные ресурсы, которые доступны человеку, испытывают постоянную нагрузку в виде загрязнения, изъятия воды. Мы влияем не только на поверхностные воды (реки, озера, водохранилища), но и на подземные. Активно используем их. Этот ресурс трудно возобновим, для восполнения подземных вод нужно не одно столетие. Поэтому участие в форуме меня заинтересовало.

Вообще, форум достаточно представительный, положительно, что к нему присоединились участники из самых разных регионов, практически всех. Это потрясает! То, что Алтайский край присоединился к форуму именно на площадке Алтайского краевого детского экологического центра, является знаковым, ведь на форуме рассматриваются основные направления и тенденции развития детских исследовательских конкурсов. Здесь мы можем оценивать свой опыт, свои знания, свою позицию, а также смотреть в перспективу – какие тренды задаются организаторами и научным сообществом в лице участников форума.

Интересно было узнать, какие исследования наиболее актуальны, на что нужно обращать внимание. Мы смогли прикоснуться к лучшим практикам последних лет, и это можно назвать планом действий. Мы должны ориентироваться на это лучшее. Например, интересна поднятая тема микропластика: как он появляется и мигрирует в природной среде, влияя на разные типы организмов. Меня лично заинтересовала тема карбоновых полигонов, которая напрямую не связана с водными объектами, но в целом имеет место в современной экологической повестке. Привлекла тема применения цифровизации в водных исследованиях, и многие другие. Кстати, есть возможность послушать выступления в записи.

Считаю, что участие школьников в форуме помогает повысить степень экологического образования. Если мы сможем заинтересовать ребенка, мотивировать его к познанию и творчеству, к активности в изучении экологии, то можно быть уверенным, что этот ребенок в будущем не будет совершать поступков, которые ведут к загрязнению природной среды, что он что-то сделает полезное, чтобы сохранить водные ресурсы. Чем больше таких проектов, тем больше возможностей для детей проявлять свои способности, заниматься исследованиями на серьезном уровне. Я на протяжении многих лет являюсь членом жюри нашего краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду» и уверен, что именно из этих детей формируется научная элита нашего края.

В заключение хотелось бы поблагодарить Алтайский краевой детский Экоцентр за предоставленную возможность участия в российском форуме.

Батлук Наталья Владимировна, заместитель директора краевого детского Экоцентра:

- В нашей студии Всероссийского водного форума в Алтайском крае собрались школьники и педагоги, которые составляют экологический актив нашего региона. Для них это своеобразное погружение в атмосферу научности и практической значимости проектов, которые реализуют их сверстники по всей стране по водно-экологической тематике. Многие наши ребята тоже активно ведут исследовательскую работу.

Очень понравилась атмосфера открытости на форуме, когда любой участник из любой точки нашей большой страны мог задать вопрос выступающим. Отвечали на наши вопросы представители и организаторов, и Минприроды России. Это здорово! Это очень вдохновляло и создавало ощущение общности с другими площадками экологических активистов по всей России.

Конечно, многие выступления были сложны для восприятия детской аудиторией. С другой стороны, мы можем использовать материал форума в видеозаписи для дальнейшей работы с ребятами. Что-то комментировать ребятам, что-то объяснять. Нужно обязательно учить детей пользоваться языком науки, ведь только так мы можем формировать у них научную картину мира, помогать им быть причастными к решению проблем современности, которые заложены в нацпроектах, в том числе нацпроекте «Экология».

Параскун Людмила Евгеньевна, учитель биологии Гимназии № 79 города Барнаула:

- Я на протяжении многих лет являюсь руководителем обучающихся, которые ведут исследовательские работы. Сегодня я участвую в Водном форуме со своими воспитанниками, которые только начинают свой путь в реализации экопроектов. Для них это участие является погружением в среду ближайшего развития. Вообще мы в нашей 79-й гимназии города Барнаула очень большое внимание уделяем вопросам экологического воспитания и просвещения. Школа становилась неоднократно победителем конкурса проектов и получала гранты Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Одним из наших ключевых мероприятий является городской экологический слет «Зеленая волна». А вообще у нас целый комплекс мероприятий, в которых принимают участие не только ученики нашей школы, но и ребята из других школ города Барнаула, горожане. Например, мы взяли под опеку Парк Целинников, который находится рядом с гимназией. За несколько лет нашей там работы в парке стало чище. Реже случаются пожары весной, когда загорается сухая трава, так как мы ее тоже убираем. Наши обучающиеся являются постоянными участниками конкурсов исследовательских работ, занимают призовые места. Водный форум, в котором нам удалось принять участие, смотивировал ориентироваться на новую тематику в исследованиях, искать новые методики. Есть желание обратиться к тематике изучения рек и озер, а также экологических проблем, связанных с их благополучием.

Таратынова Диана, ученица 8 класса Гимназии № 79 города Барнаула:

- Я только начинаю заниматься экологией и считаю, что это нужно всем людям. Например, я всегда поддерживаю разные экологические инициативы: принимаю участие в субботниках, и не только в школе, но и выхожу вместе с семьей и жителями моего подъезда для наведения порядка в моем микрорайоне весной. Мне было интересно побывать на Водном форуме. Не все было понятно, ведь некоторые темы были научными. С другой стороны, это стимулирует больше узнать, прочитать.

Горбушина Екатерина, ученица 8 класса Гимназии № 79 города Барнаула:

- Мне понравилось на форуме. Это большое доверие к нам от нашего учителя Людмилы Евгеньевны Параскун, что она нас взяла с собой на это мероприятие, где принимали участие школьники со всей страны. Я считаю, что каждый должен вносить посильный вклад в сохранение природных ресурсов. Для этого надо, чтобы у всех вошла в привычку, например, сортировка отходов. В моей семье мы уже это делаем. Отдельно сортируем пластик, бумагу и другие отходы.

Борисенко Елена Владимировна, педагог дополнительного образования Барнаульской городской станции юных натуралистов:

- Тематика водно-экологических проблем близка обучающимся нашей Барнаульской станции юных натуралистов. Приведу пример: Андрей Чуваев уже несколько лет занимается изучением экологического состояния реки Барнаулки, которая в своей устьевой части протекает по нашему городу. Андрей был в прошлом году участником регионального этапа водного конкурса, пока он не прошел в финал, но продолжает заниматься этой темой. В этом году мы включили методику биоиндикации в наш исследовательский проект. В нашей работе нам помогали партнеры, один из них – Барнаульский водоканал.

На водный форум мы попали благодаря рекомендации, которую получили по итогам краевого конкурса исследовательских проектов «Дети Алтая исследуют окружающую среду», где мы стали победителями. Конечно, уровень этого форума впечатляет. Интересно было услышать, какие проекты становятся лучшими в России, услышать победителей водного конкурса, приобщиться к этому движению на уровне страны.

Косьяненко Данил, ученик 9 класса Лицея № 2 города Барнаула, обучающийся Алтайского краевого детского экологического центра:

- Думаю, что в повседневной жизни у нас должны быть привычки, которые помогут сохранить водные ресурсы. Нужно следить за расходованием воды в быту, закрывать кран, когда ты не пользуешься водой. Каждый из нас сегодня сильно влияет на окружающую его среду. Из экономии воды каждым человеком может сложиться разумное потребление этого ресурса всем человечеством. Мне повезло, что я стал участником Водного форума. Услышанная информация может мне пригодиться в моей исследовательской работе.

Тем, кто хочет погрузиться в атмосферу форума, предлагаем обратиться к программе и видеозаписи мероприятия:
Программа Водного форума.
Трансляции на станице Водного конкурса Вконтакте и на YouTube-канале.

22 Ноября 2021
Блоха совершает прыжки в высоту до 19 см, что для человека соответствовало бы прыжку до 100 м.  еще факты

Адрес электронной почты: akdec@22edu.ru
E-mail заочной школы АКДЭЦ: zschool-akdec@mail.ru